Весна на Байкале

“Грани весны” – под таким заголовком вышла статья

в 5-м номере журнала “Предельная глубина”. Статья написана под впечатлением от путешествия на Байкал, весной 2017 года. Я очень благодарна и признательна, за помощь в выпуске статьи, Сергею Байкову и клубу RUS-EXTRIM – организаторам нашей поездки. Огромную благодарность за впечатления и дружески – теплую  компанию я испытываю к Татьяне Опариной и Геннадию Мисану – принимающей стороне на Байкале и организаторам подледных погружений. Яркое оформление статьи “Грани весны” состоит из фотографий всех участников поездки – моих друзей. Им посвящаются эти слова!

Одно из моих долгожданных и желанных впечатлений – это впечатление от встречи с друзьями в аэропорту, когда предстоит вместе путешествие; когда давно не виделись и рады друг другу: объятия, поцелуи, комплименты и веселые подколки…

Встреча в аэропрту

Так было и теперь. Таксист подвез меня, ровнехонько, к группе любимых друзей, которые только что приехали в аэропорт.  И закрутилось – понеслось! Замечательно было то, что в эту поездку собрались ребята из разных городов: великолепная троица – братья из Курска: Сергей, Виктор, Геннадий и их неизменный друг – Андрей со своей девушкой Олей – они из Белгорода. Ирина и Саша из Минска; два Сергея из Владимира, я из Москвы, Галя – из Воронежа. Дети: Полина и Маша Антиповы; Полина и Никита Байков: те, просто – люди Мира! Впоследствии, к нам присоединился, еще и Дмитрий из Брянска.

Мы – группа дайверов, под эгидой Владимирского дайвинг-клуба «RUS-EXTRIM» и его бессменного лидера Сергея Байкова – решили ехать на Байкал, на этот раз, довольно поздно – 25 марта. Уже весна, ледовое сафари заканчивается. Наша группа – одна из крайних в этом сезоне.

Лед Байкала весной
Фото Алексея Трофимова

В конце марта, на поверхность Байкальского льда выступает вода. Ледовую трассу закрывают- перемещение опасно. Структура Байкальского льда такова, что он не раскалывается на льдины, когда подходит время ледохода. Пронзенный, как иглами – пузырьками воздуха, он в один момент может просто рухнуть под ногами вниз, увлекая в ледяную воду Байкала за собой все, что находится на его ледяной глади.

Итак, летим в Иркутск! Летим компанией Аэрофлот, так как рейсы очень удобные: улетаем из Москвы вечером в 21-45 и прилетаем в Иркутск утром, в 8-25. Все комфортно: и вылетаем – не поздно; и прилетаем – не рано; и выспаться успеваем. Разница во – времени – минус 5 часов.

См. Фильм Виктора Антипова – участника поездки

Взвесили, распределили и сдали багаж, параллельно обмениваясь новостями. Многие из нас весь багаж умудрились упаковать в одну сумку. Я, как правило – с двумя: в одной снаряжение, в другой теплые вещи (хоть и весна, но все же северная сторона). Поэтому пришлось сдавать дополнительное место – 2000 рублей все удовольствие. В самолете мы все оказались рядом, что развеселило нас, так как регистрировались в разное время. Ну – полетели! Хотелось красного вина и томатного сока; хотелось поболтать и поспать – все одновременно! Дети не спали вовсе…

Вот и уютный аэропорт Иркутска; родные, улыбающиеся неповторимой сибирской улыбкой, лица: Татьяны Опариной и Геннадия Мисана – нашей принимающей стороны. Ребята встречают нас несколькими машинами, что бы всем было комфортно ехать, так как дорога на Ольхон дальняя – порядка 6 -ти часов: по твердому грунту, и затем – по ледовой трассе. Раскидываем багаж по машинам и выдвигаемся. В Иркутске отличная погода. Мы поехали через город. Иркутск – строится, расширяется. Но, слава богу, пока сохраняются в его архитектуре старинные, деревянные дома. Дома – особенные: высокие, по-сибирски крепкие, с богатой резьбой по ставням и козырькам крыш.

См. Слайдшоу (работы Иркутской художницы Вероники Лобаревой)

Деревянная архитектура в Иркутске

Конечно, дорога была веселой: балагурили, пели, хохотали. В дороге – уже традиция – отобедать в кафе «Бригантина» знаменитыми, бурятскими Позами, чем – то похожими на манты, но все же отличными от них. Есть, Позы, надо особенным способом: сначала надкусить и выпить горячий бульон, а потом, добавляя соевый соус или горчицу, в образовавшуюся дырочку, кушать уже ароматное, молотое мясо с тестом. Великолепно! А ведь, существует еще разновидность этого блюда – Буузы. Они готовятся тем же способом, только, из рубленного мяса.

Наконец, среди холмов, открывается Байкал! Нас встречает старинный приятель Бродяга, высматривает из – под руки: добро пожаловать, гости дорогие! Уже традиция – сфотографироваться с ним рядом. А за его спиной, ширится Байкал заледенелым зеркалом – ждет нас. Бросив Бродяге монетки, на счастье, садимся по машинам и врезаемся в заснеженный лед.

Традиции фото с Бродягой

Следующая традиция (как дороги они нашим сердцам) – бурханить! Геннадий быстро разворачивает складной столик и на нем, как по – волшебству, оказываются: рюмочки, черный хлебушек, сало, горчица. Мы водим носами: аромат хлеба вкусно смешивается с чистым, ледным воздухом Байкала. Холодная водка разливается по рюмкам, и мы начинаем чествовать Байкальского бога – Бурхана. Как говорится – не задобришь, не будет тебе: ни счастья, ни хорошей погоды, ни удачных погружений. Первый тост – за Море Байкал. Брызгаем водкой на четыре стороны, поворачиваясь и приговаривая – просим Бурхана, о счастье, нашем, дайверском. Надо сказать, что лед стоит еще хороший, крепкий. Нам повезло!

Машины летят по ледовой дороге. Голубые невысокие горы окаймляют берега священного моря. Красота нереальная и нежная, как на картинах Рериха. Въезд на Ольхон сторожат живописные суда, провожая нас настороженным взглядом – да, да, у них есть глаза! Посмотрите, внимательнее….

Кораблики Ольхон

Мы в Хужире – «столице» острова Ольхон. Хужир – большой поселок городского типа, история возникновения которого связана с рыбным промыслом. Отсюда и рыболовецкие суденышки на берегу. Дома в поселке разномастные, в основном – деревянные, выкрашенные в разные цвета. Поселок стоит на песках. Редкие, изогнутые северными ветрами, сосны украшают пейзаж. Мы размещаемся на базе, в деревянных домиках. Когда мы были здесь впервые – 3 года назад, база была не достроена. Теперь же, все домики – на месте. Уютная столовая и баня всегда открыты для гостей. Номера на двоих, с раздельными кроватями и отдельным санузлом с душевой кабиной, в которой всегда есть горячая вода. В домиках тепло: в номерах есть электрические батареи, которые можно включать, по своему усмотрению. Все просто, но уютно и комфортно.

Поселок Хужир

Для нашей группы имеется отдельная «кают-компания», где мы собираемся на брифинги и дебрифинги и разбираем снаряжение. Там же, после погружений, в пять часов вечера – водка-тайм. Эта обширная комната: с камином, столами и диваном соединена с другой – сушилкой для снаряжения и забивки баллонов. Очень удобно.

Есть на Малом Байкале места, которые обладают таинственной силой; особым притяжением! Скала Шаманка (Мыс Бурхан) – невеликая, но сам подход к ней: по округлым долгим холмам; между Шаманскими столбами, увитыми разноцветными лентами; на пламенеющем закате – особое приключение и очередная традиция!

Шаманские столбы

А после прогулки – ужин! Повара постарались. Нас ждали и разные салаты – несколько видов; и рыба; и вкусные плюшки, домашней выпечки. Как не выпить под такую закуску. Конечно – водка. Она на Байкале особенно хорошо идет. Первый тост: как всегда – за Байкал; второй – за дайвинг на Байкале, ну и понеслось… Спалось сладко и как говорится – «Без задних ног»!

Утром нас ждет вкусный завтрак: с блинчиками, яичницей, кашей и даже супчиком! Надо сказать, что и завтраки, и обеды (в нашем случае – с собой, в боксах), и ужины включены в стоимость поездки, что очень важно, так как в Хужире нет ресторанов. Питание – исключительно на базах. Так что, деньги мы тратили на собственные удовольствия: сувениры, вкусную рыбку, подарки. После завтрака – все на дайвинг!

На этот раз, программа на острове Ольхон для нашей группы была короткая – всего три дня. Дальше, нас ждала поездка в Листвянку. Обычно же, мы приезжаем на Ольхон на пять дней. Мы едем по льду на УАЗиках и на джипах. Ремни пристегивать нельзя: если машина провалится в торос, под лед, надо быстро выбраться из нее. УАЗики тащат на прицепах два вагончика. Вагончики отапливаются, в них мы будем переодеваться для погружений.

Вообще, наблюдать как Татьяна ищет место для майны – это отдельная история. Это целый ритуал, напоминающий поиск особого места для отливки колокола (как в фильме Тарковского, «Андрей Рублев»). Затем выпиливается майна – тоже интересный процесс. Но на этот раз, все происходит быстро, так как до нас было много групп и майны уже заготовлены в нужных точках.  Итак, в первый день мы погружаемся у мыса Девы (мыс Хобой) – самая крайний рубеж острова Ольхон. Весна на Байкале – яркая, блистающая огненными вспышками солнца на гранях алмазного льда…

Алмаз Байкала
Фото Алексея Трофимова

Геннадий собирает нас, всех вместе, на брифинг. Он рассказывает об особенностях подледных погружений на Байкале: разбиваемся на группы по 3 человека; первая и третья группы идут с инструкторами; идем на одной веревке, которую тянет инструктор. Остальные пристегиваются, на шлейки, к основной веревке. Передвигаться лучше в шахматном порядке, чтобы каждый дайвер видел команды ведущего. Погружения необходимо осуществлять с двумя регуляторами и в этом наша группа идеальна. Все мы прошли курс «Сайдмаунт» у Сергея Байкова, и теперь у нас нет проблем с воздухом. Кстати, в этой поездке у нас родился термин “Троебадие” – это трое неразлучных братьев Антиповых нас вдохновили.

Погружение под лед

Плывем вдоль тороса на глубине, не более 2-х метров, чтобы получше рассмотреть всю красоту подледного государства. На обратном пути первым идет тот дайвер, который замыкал тройку. Его обязанность – двигаться так же, вдоль тороса, и придерживаться именно его, а не веревки, так как веревка имеет значительный провис, и можно незаметно для себя уйти по ней вниз, увлекая всю группу. Так же, этот дайвер должен периодически осматривать состояние группы позади него. Веревка тянется на 100м. Мы ходим сначала в одну сторону, вдоль трещины, затем возвращаемся к майне и идем в другую сторону. Поверьте – виды совершенно отличаются друг от друга!

Чем так примечателен Ольхон? Почему я приезжаю сюда, уже в 3-й раз, именно в зимнее время? Сам остров, буряты почитают особенным – святым местом. Остров не велик – всего 70 км в длину и 10 км в ширину. Но Байкал, здесь, достигает самой большой глубины – почти 1700м. Между материковой частью и Ольхоном расположено, так называемое, Малое море Байкала. Берега острова – скалистые. Огранки скал – рыжие, железистые, что составляет особый контраст с сине-белым ледовым окаймлением. Перед погружением или после него, мы совершаем короткие путешествия по пещерам, образованными таким образом: снег и вода не задерживаются на скалах, а сползают вниз, наслаиваясь и нарастая так, что кажется – у скал выросли пушистые огромные лапы и они шагают на этих лапах по торчащему, вверх, наколотому стеклу.

В этих лапищах, есть пещеры и гроты, в которые, наши неуемные мужчины залезают и даже располагаются на зимовку, а мы, с трудом, вытаскиваем их назад – к солнцу и миру. В пещерах же, вообще можно ходить в полный рост. Внутри они изукрашены сосулями и сталактитами изо льда.

А снаружи пещер – торосы – километры остро наломанного льда, выдавленного на поверхность внутренними течениями Байкала. Они образованы не только на поверхности, но и под ледовым покрытием, что и составляет особую картину погружений в этих местах.

Ледяные пещеры

Когда погружаешься в майну и уходишь вдоль трещины, под лед на 100м, видишь целые миры: то причудливо наслоенные ледовые города и дворцы; то острые как пики, торчащие до 10м вниз, льдины; то плавные изгибы и впадины. Каждое погружение отличается от последующего разительно, и совсем не устаешь, гулять вдоль трещин, рассматривая завораживающе голубые или нежно зеленые подводные холмы и горы.

Страшно? Да, страшно, но и радостно одновременно.  Весна: лед трещит во – всю. Иногда раздается такой треск, что по – неволе оглядываешься, не расходится ли лед прямо над твоей головой… Кстати, заплывать в образованные льдинами гроты нельзя: в любой момент подвижный лед может схлопнуться.

Байкал трещит
Фото Алексея Трофимова

Ожидалось, что можем увидеть нерпу, но не повезло. Увидели только продукты ее жизнедеятельности, что совсем, не одно и то же…

Первый день погружений завершился обедом, показавшимся особенно вкусным.  Ведь мы переживали – за себя и друзей и получили массу новых впечатлений. Тот же раскладной столик вместил на себе и хлеб с салом; и рыбные котлетки; и горячий чай со сгущенкой.

Обед на льду

По – возвращении, нас ждал водка-тайм с вкусной закуской – Сагудаем. Это свежий омуль (водится исключительно в Байкале), наструганный, заправленный лучком и маслицем – одно из моих любимейших блюд на Байкале! А также копченая и свеже – вяленная Байкальская рыба. Вся эта роскошная закуска плавно перетекла в ужин.

После ужина, я уговорила детей взять фонари и пойти в ночное – на скалу Шаманку. За нами увязался местный преданный пес, который на своем собачьем языке объяснил своим сородичам, что мы – с ним, и он лично отвечает за нас. Чем ближе подходили мы к Шаманке, тем страшнее нам становилось. Скала выступала светлым пятном среди ночи. Она как будто манила к себе, и в то же время отступала от нас. По дороге, я рассказывала страшные рассказы и девчонки испуганно жались ко мне. Мы вышли на лед и выключили фонари. Звезды устилали ночное небо. Некоторые созвездия нависали крупными бриллиантами, сверкая над нашей головой. Трещал лед, дети боялись. Пришлось вернуться на базу. Я пошла провожать их в домик, где они жили, но нас остановила настоящая шаманка, которая совершала свои ритуалы во дворе. Жутковатое зрелище. Кое – как, пробравшись к себе, мы еще поболтали и побоялись вместе, прежде чем уснуть.

Ночь на Байкале. Ольхон
Фото Алексея Трофимова

На второй день, дайвинг был на том же месте, у мыса Девы, но с другой его стороны. Мы уже принырялись, вели себя уверенно и льды показались нам еще прекраснее, чем в первый день. Да и видимость под водой порадовала. А еще у нас была баня, которую затопили прямо в вагончике. Самые смелые прыгали в майну и загорали на льду. Баня – настоящая, с крепким паром! Так что удовольствие получили колоссальное. Все – таки весна на Байкале – чудесна!

Загар на льду

Наши детки, под предводительством энергичного вожака – Сергея Байкова, в первый день на Ольхоне, носились по горам и скалам; лазили по пещерам. На второй же день, они ездили на экскурсию по островкам Малого моря. Посетили и Огой. Затем, к вечеру, катались на коньках по самому большому и красивому катку в мире – озеру Байкал!

См. Слайдшоу

В эту ночь, на лед – к Шаманке с нами пошли все друзья. Уйдя далеко в ледовую пустынь, мы наконец улеглись на лед и стали слушать Байкал. Мы смотрели вверх, и над нами пролетали спутники, падали звезды. Наверху происходило непрерывное движение, так же как и внизу. Байкал кряхтел, шумно дышал и ворочался подо льдом. Вставать совсем не хотелось – мы были с миром, частью его, его детьми. На обратном пути мы обратили внимание, что на боку Шаманки четко проступила фигура дракона. Мне, правда, привиделся волк. И я еще долго оглядывалась на него, уходя.

Ночной Ольхон
Фото Алексей Стрелюк

На третий день, мы ныряли у скалы Еленки. Издалека, она походит на голубого кита. И если у мыса Девы под нами было 400м глубины, то здесь – всего 12м. Так что, можно было походить вдоль дна. Однако на торосы смотреть гораздо интереснее, что мы и делали, приходя в восторг от увиденного,  снова и снова. В конце погружения, нас ждали традиционные подарки – голубые футболки с надписью «БайкалТек», от Геннадия с Татьяной. Натянув на себя подаренные футболки, мы весело фотографировались все вместе, общим планом и группами бади.

В этот день мы уезжали с Ольхона. Грустно… Тепло попрощались с Геннадием и Татьяной. Загрузили, мокрую еще, снарягу в УАЗики и поехали в сторону Иркутска. Вперед – к следующему приключению!

См. Фильм Виктора Антипова – участника поездки

Поселок Листвянка тесно зажат между горами и большим Байкалом. Единственное, не затянутое льдом место – исток Ангары. Мы приехали поздно вечером и разместились в уютном отеле “У Озера” под белым маяком, на взгорке. В отличие, от скудного на растительность Хужира, Листвянка показалась зеленым раем. Склоны ее холмов поросли лиственницами, откуда и название самого поселка. Развесили снаряжение в специально – выделенном помещении, которое натопили специально для нас. Мы разместились в уютных номерах с двумя комнатами: гостиной и спальней. Переночевали, а уже на утро, после вкусного завтрака, понеслись смотреть чудное место, где Ангара, мощным потоком вытекает из Байкала. И МЫ ТАМ НЫРЯЛИ!!! Напротив нашего причала, на другом берегу, виднелся Порт Байкал, куда ходит паром со стороны Листвянки.

У истока Ангары

Сергей предупредил нас, что здесь может быть сильное течение – но обошлось. Под водой было будто в Египте – солнечно, зелено и не холодно (пока не ушли на глубину). На остатках сетей, болталось много рачков розового цвета – байкальские гаммарусы. Дно было песчаным, с разбросанными тут и там камнями, поросшими водорослями.  Нанырявшись вдоволь и отобедав, мы пошли в музей Байкала.

Музей прекрасный, радующий разнообразными диковинками: от интерактивных карт и экспозиций, до живых Байкальских рыб и нерп, живущих в чистых бассейнах. Байкальская нерпа – особенная, толстенькая с огромными любопытными глазами, она то прятала голову  в шею (складок хватало), то смешно вытягивала ее, озираясь на нас. Мы погрузились в аппарате «МИР» на самое дно Байкала, побывав на месте Анатолия Сигалевича, создателя знаменитых глубоководных «МИРОВ». Кстати, на «МИРАХ» на дно Байкала погружался и наш президент. Мы изучали в микроскоп строение некоторой живности из Байкала и много, чего еще, увидели занимательного. Некоторые ребята из нашей группы, включая детей, пошли в музей второй раз – так интересно там было. Другие же участники, успели съездить в саму Листвянку и купить незабываемые Байкальские сувениры: украшения, керамику, изделия из меха.

Вечером, мы ходили в чудесный ресторан и ужинали прекрасными Байкальскими блюдами. Все дружно заказывали рыбу, так как такой рыбки больше нигде, кроме Байкала, не попробуешь!

Апогеем нашего пребывания в Листвянке стал пикник прямо льду, устроенный в честь дня рождения наших замечательных друзей: Алеуксандра Панькова и Сергея Антипова. На место нас везли катера на воздушных подушках – хивусы. На скорости, их заносило и подкручивало. Нас ждала большая белая палатка – тент, внутри которой, прямо на льду стояли красивые столы, накрытые скатертями, с не менее красивой сервировкой.

Я не знаю еще случая, когда мы могли бы просто сесть за стол и поесть спокойно. Поднялся буйный ветер и стал сносить всю нашу красоту, вместе с палаткой. Ребята бросились ее держать, но ветер дул окаянный и их тоже чуть не унесло, как незабвенную Элли.

Палатку сносит

Мы бросились искать место и надо же – в двух шагах, на берегу, нашелся чудный уголок – солнечный и безветренный, с покатой горкой и уютной ложбиной, где все мы благополучно разместились. Даже палатку не стали ставить – так славно светило солнце. Весна на Байкале в этот день проявлялась особенно ярко. Повара устроили нам мастер-класс по приготовлению Сагудая; учили коптить рыбу. Все это снимали на камеру. Фильм получился веселый! (См. Фильм Виктора Антипова – участника поездки, выше, в 2 – х частях). Вечером нас ждала банька с веничками в жаркой компании!

См. Слайдшоу

Разве нужно говорить, что уезжать нам не хотелось… С другой стороны, мы так полно и бесподобно прожили эти дни, что впечатлений теперь надолго хватит! А ведь мы, далеко не все, видели на Байкале – только малую часть! Нас ждут: Баргузин, Ушканьи острова и всегда чудесное, гостеприимное отношение Татьяны Опариной, Геннадия Мисана и их неизменных помощников Дмитрия Рогового и Алексея Бормотова!  Увозили мы с Байкала вяленного омуля: и себе, и в подарки близким!

Перелет, Москва, аэропорт – расставание с друзьями. Но и в расставании есть положительный момент – это надежда! Надежда на продолжение общения, на новые встречи и приключения!

А Бурхан был к нам благосклонен – погода отличная; впечатления от погружений – незабываемые; компания удалась!

Лена Тайгер

30.04.2017г

На мартовском солнышке
Фото Алексея Трофимова

Подписывайтесь на новости блога и Вы всегда будете первыми видеть новые, полезные и интересные статьи. Если Вам понравилось то, о чем я пишу – тогда прошу Вас поддержать статью в социальных сетях, нажав кнопки в конце текста. С признательностью и благодарностью, Лена Тайгер!