Сахалин – я побывала на краю земли…

Сахалин…

Само название острова – протяжное, неспешное и округлое. Тугие отливы, дальние прибои Охотского моря; туманы, плотные как пар над кипящим молоком; горы бархатистые, похожие на морды спящих медведей; бесконечные береговые линии….Сахалин открывает свою красоту не спеша, проверяя – готовы ли Вы ощутить всю ее прелесть и силу!

Сахалинский пейзажСахалинский пейзаж

Я побывала на краю земли,
Где, новый день, рождаясь в океане,
Вдруг расцветает красками зари,
Или стыдливо, прячется в тумане.

Где хочется смеяться и грустить,
И преданно дружить – без опасений…
Здесь нет вопроса: – “Быть или не быть?”
Здесь надо жить – без страха и сомнений!

На Сахалине ночи коротки,
Пронизанные зовом птичьих трелей;
Насыщенная живопись земли;
Размытый мир подводных акварелей.

Суровый край – побед или потерь,
Зависящих от воли океана.
Ты навсегда в душе моей теперь,
Как новый день, восставший из тумана!

Сюрприз

Ура, мы летим на Сахалин! Желающих ехать – собралось немного, так как поездка дальняя, со сложными погодными условиями. Мне очень хотелось туда попасть. Еще не остыли превосходные ощущения и воспоминания от наших Камчатских приключений и Сахалин манил к себе, ожиданиями небывалого.

как на картинке
Сергей Байков на Сахалине

Путешествие организовал клуб “RUS – EXTRIM”, во главе с Сергеем Байковым. У него как раз, накануне, был день рождения и так как Сергей был моим инструктором, я решила устроить ему сюрприз.

Моя знакомая из г. Владимира печет великолепные торты. Я заказала у нее 5-ти килограммовый  торт, что бы всем хватило! Получился торт – путешественник: мало было доставить его из Владимира в Москву, так еще и на Сахалин надо довезти, тайком, что бы никто не догадался. Заранее, я узнала в компании Аэрофлот, смогу ли провезти торт, и получила положительный ответ. Я упаковала его в переносную сумку и разумеется, в багаж сдавать не стала. На все вопросы Сергея, что это за сумка, я отвечала уклончиво. Уф….тяжко выкручиваться!

В самолете оказались очень доброжелательные стюарды. Они освободили, для моего сюрприза, целый холодильник и торт благополучно совершил, вместе с нами, перелет из Москвы в Южно – Сахалинск, а это как никак, почти 9 часов лету. Когда приземлились – пришлось затратить немало усилий, что бы сумку с сюрпризом, наши рьяные ребятки, не завалили багажом. Никто не мог понять, почему я с ней так ношусь.

как на картинке
Аэропорт Южно-Сахалинск

До того, как ехать на базу, где мы будем жить, мы посетили Сахалинский областной краеведческий музей, который построен в японском стиле.  Нашим экскурсоводом была очень интересная рассказчица, имевшая веские основания не отдавать Курилы японцам. Несмотря на усталость после перелета, мы с удовольствием осмотрели экспозицию музея, которая во-многом была посвящена аборигенам Сахалина и его обитателям: животным и птицам. (см. Слайдшоу)

На улице стояла 30-ти градусная жара и я конечно беспокоилась за свой сюрприз, но все обошлось! На базу торт приехал целехонек: надпись и украшения не помялись. Зато, каким праздником для нас всех было, и конечно – сюрпризом для Сергея, когда вечером за ужином, мы с Машей (жена Сергея) вынесли тортище с зажженными свечами!

День рождения
Празднуем день рождения

База Володи Бардина на Сахалине

“Мы прилетели в Южно-Сахалинск утром 21 июля 2013 г рейсом аэрофлота, 8,5 часов над всей страной. Встретил нас хозяин базы Владимир Бардин, очень интересный человек. Профессиональный аквалангист советской школы, (не дайвер ), простой, открытый русский мужик, интересный рассказчик, влюбленный в Сахалин и увлеченный своим делом человек. База находится в западной части бухты Анива, на Юге острова, недалеко от г. Корсаков. Это место на берегу моря, несколько деревянных домиков для проживания, вполне комфортных, с удобствами.”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки)

Мы расселились в уютных деревянных домиках – у каждого своя комната, что несомненно приятно. База небольшая и мы быстро знакомимся с ней: баня – просторная, обшитая деревом. Ее окна, панорамой смотрят на море. При бане устроен бассейн на открытом воздухе, так же с видом на Охотское море.

Охотское море

В отдельном вагончике расположена уютная столовая, вокруг несколько жилых, небольших домов. Утром, сделав заплыв в холодное, бодрящее море; возвращаясь обратно к берегу, я оглядела базу. Она – как на ладони, с одной стороны поджатая отвесными скалами, с другой – подобралась практически к самому морю. Как же в шторма? – подумалось мне. Спасают барьеры из подводных рифов, о которые бьются волны, не достигая берега. В первый же вечер, напарившись в бане и поужинав, мы побежали на берег, к морю – жечь костер и травить байки, под шум прибоя. Тепло и тихо. В деревьях позади домиков заливается соловей. Здорово!

Ночь на Сахалине

“В понедельник 22 июля у нас было первое погружение недалеко от базы, отошли на резиновой лодке пару километров и упали на 15-ти метровую глубину. Мой напарник (бадди) – Коршунов Вадим. Вода холодная – плюс пять градусов внизу, на глубине более 12 м. На верху- плюс 20. Дно каменистое, есть рыба, скарпены, гребешки, правда мало. Водоросли, красивые, разнообразные актинии. После дайва вкусный обед, японский контрабандный виски из 4-х литровой пластмассовой бутыли, гребешки… Потом отдых, спим, привыкаем к смене часовых поясов, разница во времени семь часов. “(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

См.Слайдшоу

На базу, к Володе, вместе с нами приехали биологи из Москвы – молодые ребята, которые изучали морскую живность Сахалина. На день позже, появилась интересная пара с Байкала, из Иркутска. Она – очень яркая брюнетка с голубыми глазами. Он – напротив, блондин. Володя представил их нам. Это были Татьяна Опарина и Геннадий Мисан, тоже дайверы. Похоже, с нашим Сергеем они были знакомы. Пара держалась в стороне и ныряли они сами по себе. На базе, Татьяна и Геннадий пробыли 4 дня, затем уехали в дальнейшее путешествие.

На Сахалине, невозможно строить планы: так много зависит от погоды. Поэтому наши погружения или посещения, каких – либо, интересных мест корректировались каждое утро. Если ложился туман, то мы могли не поехать на погружение. Тогда – рыбалка или наземное путешествие. Если же ясно – милости просим под воду!

Мыс Мраморный

Пролив Лаперуза

“Вторник 23 июля. После завтрака, грузим резиновые лодки и все снаряжение в грузовичок и еще на двух японских машинках – микроавтобусах DELICA, едем вдоль побережья по грунтовой дороге, поднимая пыль в направлении пролива Лаперуза….Надули две лодки из дайверских баллонов, погрузили на них все снаряжение и пошли в направлении к мысу Мраморный. 40 минут и мы на месте. Небольшая бухточка, белесая скала , высотой 30-35 м. В скале пещерка диаметром меньше метра, глубиной около 5 м. Володя сказал, что это жилище древнего человека и ему пять тысяч лет. Верим на слово. На скалу залезли, в пещеру тоже.”

(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Лодки. Едем на мыс Мраморный

На мыс Мраморный мы ездили 2 раза. Один из дней был солнечным. Суровые скалы, темнеющая зелень высоких лесов, покрывающих горы.

Сергей Байков на вершине "Мраморного"
Сергей на вершине “Мраморного”

И вдруг на фоне черных скал – одна белая, невысокая, в честь нее и назвали мыс Мраморный. На скалу ведет тропинка, по ней протянута веревка – иначе не забраться.

Вадим Коршунов на "Мраморном"
Вадим Коршунов на “Мраморном”

Можно подняться на самый верх и с вершины открывается панорама моря, чуть выпуклая, как линза.

Андрей Валиков на вершине "Мраморного"
Андрей на вершине “Мраморного”

Мыс Мраморный
Маша на вершине Мраморного

Вид с вершины Мраморного

В этом месте, в бухте рядом с мысом, отличная нырялка – правда небезопасная из-за большого количества зубаток. Их лучше не трогать, но посмотреть на ужасную рыбку никто не запрещает. Зубатку здесь называют: рыба – собака. Я нашла одну в маленькой пещерке и захотела ее разглядеть. Сунула туда руку с фонарем, но когда увидела пасть этой красавицы, решила не рисковать и ретировалась. Ландшафты, в бухте, очень красивы и разнообразны.

подводные ландшафты Сахалина

Рыбалка

На рыбалке – на реке, мы были три раза, как раз по причине погоды, не подходящей для погружений.  Первый раз поехали на рыбалку в среду, 24 -го июля. Дорога – настоящее сафари по лесу и мало проходимым колеям, частенько залитым водой и едва прикрытых шаткими расползающимися мостками из бревен.

Наконец, стоянка – там мы будем варить уху, там же оставляем машины. К речке пробираемся через сухой и теплый хвойник. Речка кажется несерьезной, лишь на несколько сантиметров прикрывающей дно, но активная и шустрая с небольшими затонами и заводями. Сначала все берут удочки. Рыбка клюет моментально и без перерыва. Так – мелочь. В заводях под нависшими корнями деревьев шевелится и вздыхает рыба покрупнее. Сергей наклоняется, просовывает обе руки под корни – есть! Попалась! Он вытаскивает за жабры довольно крупную рыбу, и понеслось…

Рыбалка руками
Сергей достал рыбу руками

“Разматываем удочки, роем червя, забрасываем и достаем рыбку – форель или мальма по местному, сима, кунжа. Клюет сразу, и почти в любом месте. Лучше у коряг, в заводях под берегом. Рыбка от 5 до 18 см. Есть и крупная, до двух килограммов, но ее на удочку поймать трудно, зато руками довольно легко! Большая рыба прячется в затонах за корягами и если засунуть руки туда, то можно, приловчившись, брать ее за жабры и вытаскивать. Так мы поймали штук восемь больших форелей, по 30-40 см. А мелких на удочку наловили целое ведро.”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Мужчины побросали удочки и принялись вытаскивать рыбу руками, мокрые и счастливые – дети, ей богу! Володя Бардин – хозяин базы и человек, который составил 50% впечатлений, от всех наших путешествий: приседает, хлопает себя по ляжкам и кричит: – Мелкую надо, мелкую, а вы что ловите! Сейчас натаскаете крупняка, что мы с ней делать будем!

Рыбаки

Да где там, наши мужчины не унимаются. Наконец собираемся с уловом: – Ух, ты! Знатная получилась уха: с водкой и головешкой из костра – все как положено.

Сахалинская уха

Туманы

Следующее утро я начала с купания. А когда вышла на берег, Сергей развернул меня к воде и сказал: – Посмотри, с кем ты плавала! На воде, в месте, где я только что купалась – мелькали гладкие головки нерп, похожие на головы пловцов в купальных шапочках.

Охотское море
Купание в Охотском море

Их была целая стайка. Нерпы – любопытные красавицы, тем не менее близко к себе не подпускают. Нам удалось все-таки поплавать с одной из них рядом, во время погружения. Серебристая и легкая, с большими выразительными глазами, нерпа плавала вокруг нас кругами. Может хотела поиграть, но не решилась. (См. Слайдшоу)

Погружения на Сахалине – это отдельная история! Все зависит от направления ветра, от состояния моря: и сам выход в море, и возможность погружений и их количество. Сначала нам казалось, что Володя нагнетает обстановку страшными историями, до которых он большой любитель. Однако, реальность оказалась именно такой, какой он нам ее рисовал. Туман плотно ложился на воду, не желая испаряться, при этом еще и волны. Но как только погружаешься, обо всем забываешь. Прекрасные ландшафты и растительность, много живности. (См. Слайдшоу)

Каждая нырялка приносила свои радости: то наберем гребешка, то поохотимся на здоровенных королевских крабов, то просто, покачиваясь в зарослях густых водорослей, ищем морских звезд, осьминогов и других красивейших обитателей подводного мира. Фотоохота! Вода очень холодная – 0 градусов и камбала засыпает на дне. Ее можно взять голыми руками, а она лежит, только глазами вращает.

Камбала спит

Подниматься же на лодку, часто было проблематично. Волны и туман мешали разглядеть дайверов, всплывающих после погружения. Забраться в лодку можно было только при помощи товарищей.

“Дайв прошел довольно интересно, было много рыбы, красивый ландшафт с богатой растительностью, гребешки. Через 30 минут холодная вода все таки дала о себе знать и мы приняли решение закончить погружение. Поднявшись наверх, увидели что лодка находится довольно далеко и подбирает вторую группу. Пока мы были под водой, ветер усилился, волны были уже около полутора метров и довольно быстро уносили нас в открытое море в сторону пролива Лаперуза. Дышать можно было только через вторую ступень регулятора, так как волна периодически накрывала нас с головой.”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Однажды, после погружения, мы заблудились в тумане и не понимали, в какую сторону нам возвращаться на место стоянки. Мы долго высматривали Сергея с Машей, хотя они всплыли с буем, но его сложно было разглядеть в непроницаемом тумане и волнах. Искали их около часа, и слава богу – нашли! Володя – опытный морской волк, вывез нас все-таки, сквозь поднявшийся шторм. При этом, он в своем духе, смешно ругался и приговаривал: – Больше никогда!.. И ни за что!….

Устричные банки

Отправляемся в путь“Четверг 25 июля.
Подъем в 7.30. Сегодня должны были ехать на мыс Птичий. Это далеко, на восточной стороне острова. Там по плану живем в палатках два дня и три ночи, но утро внесло коррективы. Ветер с моря до 10 м/с. Прохладно. Володя на завтраке сказал, что на Птичий сегодня ехать смысла нет. Надо ждать хорошую погоду.
План такой – едем на озеро Бусе, собирать устриц на уникальной природной устричной банке, единственной в мире. Час езды на двух Delica и грузовичке с оборудованием и лодкой и мы на берегу соленого озера, которое соединяется с морем нешироким проливом. Мы приехали во время отлива и масса воды бурлящей рекой вытекала из озера в сторону моря. Максимальная глубина в о. Бусе не более 2-х метров, поэтому дайв, как таковой , представлял собой ползание по дну в поисках ракушек различных видов для будущего супа и складывании их в сетку. Все дно было усеяно гигантскими устрицами, размеры некоторых достигали 30 см. и более.”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Устрицы на дне “банки” стояли плотными рядами, чуть наклонившись в сторону отлива. Зрелище невероятное. Каждый из нас набрал по небольшой сетке. Но съесть решились, только я и Сергей Байков. Устрицы были такими большими, что проглотить их сразу не удавалось. Я конечно пыталась сделать это красиво, но пришлось срочно запивать устрицу вином, что бы не подавиться ею. Так что вышло смешно, а не красиво!

Сахалинская устрица
Лена с сахалинской устрицей

Птичий

“26 июля. Пятница.
Подъем в 7.30. На завтрак манная каша и пирожки с рисом и яйцом. Очень вкусные.
Пасмурно. Море неспокойно, прижимной ветер и накат волны – значит под водой делать нечего, так как видимость будет плохая. Решили собирать вещи и выдвигаться на мыс Птичий.
Дорога на восточный берег Сахалина заняла более двух часов.

Петляя по склонам гор, она привела нас к длинной песчаной отмели. Над морем навис густой туман, а в нос ударил мощный йодистый запах , как будто кто-то рядом открыл бутылку шотландского виски LAPHROAIGE десятилетней выдержки. “(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Лагерь на мысе Птичий

Здесь произошла со мной забавная история. Когда мы начали устанавливать палатки, я сначала решила собрать ее на песке, но Володя Бардин вмешался и посоветовал камни. Песок не будет попадать в палатку, – сказал он. Я послушалась и сдвинула сборку в сторону моря, на камни. У нас были привезены матрасы, так что голыши не помеха спокойному сну, да и море рядом. Буду ночью слушать прибой – подумала я. Да, к тому же, был отлив и расстояние до воды показалось безопасным. Собрав палатки и кухню, разложив имущество, мы отправились на рыбалку.

Нырять в таком тумане невозможно! Сначала, я расстроилась, но рыбалка превзошла все ожидания! Это была вторая рыбалка в нашем путешествии. Место было прекрасное, совершенно сказочное: речка извивалась вдоль лесных берегов и уходила в тайгу далеко, далеко. Я попробовала пройтись по ней подальше от лагеря, но меня остановила чья – то возня и треск веток… Медведей на Сахалине достаточно!

“Ужин был просто шикарный – суп из ракушек, трубачей, гребешков, креветок и нескольких видов рыб, обжаренная форель и кунжа, салат из морских водорослей…
Вечерние посиделки у костра под шум моря и рассказы о незабываемых приключениях, страшных кровожадных акулах и невероятных размеров рыбах, которых кто-то, когда-то встретил под водой и не только, завершили очередной день на Сахалине.” (Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Дары Охотского моря
Ужин дарами Охотского моря

Поужинали бесподобно вкусной едой, которую готовили нам прекрасные повара – помощницы Володи. Посидев у костра и наслушавшись страшно-смешных рассказов Бардина, который, когда заводился, сопровождал эти рассказы притоптыванием, ударами кулака о ладонь и забавным поругиванием всех и вся – мы разошлись по палаткам – спать. Где-то в 3 часа ночи, я проснулась от ощущения, что вода заливается в мою палатку, настолько близко было шуршание прибоя.

мыс Птичий

Начался прилив! Выглянув из палатки, я убедилась, что вода действительно в метре от меня, и все прибывает. Я выскочила из своей палатки и увидела, что кухня с продуктами в таком же положении – крайне близко к воде. Я кинулась к жилищу Володи и начала его будить. Володя вышел из своего укрытия сонный, потянулся, почесывая живот и широко зевая. Ну чего тебе? – спросил он. Володя, Володя, вода наступает! Сейчас смоет все: и кухню, и меня! – я кричала громким шепотом, что бы не перебудить остальных. ЕРУНДА! – махнул он рукой, даже не взглянув в сторону моря и….пошел спать дальше.

Ночь на мысе Птичий

Что делать? Ну что же, спасение утопающих – дело рук самих утопающих! – подумалось мне и я схватив сзади за края свою палатку начала перетаскивать ее повыше. Палатка была тяжелая: с матрасами и скарбом; колышки все повыдергивались, палатку перекосило, но она устояла. Кое – как закрепив, в ночи, колышки, я забралась внутрь и попробовала уснуть – не тут то было! В голову полезли страшные рассказы про медведей, которые могут ночью наведаться в лагерь, в поисках еды. Одна опасность сменила другую! Я прислушивалась к шорохам в лагере и не заметила, как уснула. Ночка выдалась беспокойная…. Утром, я почти проспала и проснувшийся народ, с удивлением взирал на мою “переехавшую” палатку и ее перекошенный вид.

Наконец – нырялка! Несмотря на туманы, мы отошли от берега и сделали пробное погружение. Волны, качка внутри воды, вдоль дна и валунов.

Граница

Водоросли

“Второе погружение было запланировано на мысе Менапуцы, в 10 км от лагеря. Полчаса на резиновой лодке и мы в красивейшем месте! Небольшая бухта, защищенная от ветров выступающей в море скалой, соединяется узким проливом с небольшим соленым озером. А за ним, в дымке из облаков и стелющегося вдоль склонов тумана, видны горные вершины. Что это? Швейцария? Альпы? Конечно же круче! Это- Сахалин!….Подводный мир впечатлял своим разнообразием. Десятки разновидностей кораллов причудливой формы и расцветки поражали своим видом! (Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

См. Слайдшоу

Под широкими лентами водорослей, сливаясь с грунтом, притаилась камбала. Слегка перебирая огромными клешнями, неспешно искал свою добычу королевский краб. Вот он то нам и был нужен! Охота на краба – увлекательнейшее занятие! Оружие – нехитрый кукан, представляющий собой веревку около двух метров, привязанную к металлическому стержню, которым и пронзается панцирь насквозь. За полчаса мы набрали полтора десятка крабов весом от 2 до 3-х кг. каждый.”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Скалы. СахалинОдним прекрасным, но так же туманным утром, будучи в походе на Птичьем и не имея возможности погружения, мы решили посмотреть местное озеро и заодно искупаться, по возможности. Решив сократить путь, мы пошли прямо по склону высокого холма, со стороны моря обрывавшегося крутой скалой. Мы шли в траве: сначала по щиколотку, затем по грудь, а потом и вовсе утонули в высоченной растительности по плечи. В травеСкользя и падая, мы хватались за траву руками. И вдруг увидели небольшое озеро, плавно перетекающее в другое – довольно крупное. Зрелище было потрясающей красоты. Туман, как будто специально, начал рассеиваться, открывая перед нами густую зелень леса и глубокую синь озера. Правда искупаться нам не удалось. ОзероИз-за отсутствия дождей, озеро обмелело и подступы к нему были покрыты илом. Но зато прогулка получилась замечательная. Невысокий кедровник стелился под ноги пушистым ковром. Уже начинала вызревать костяника, красными ягодами покрывая склон. Желтые цветы привлекали сиреневых мотыльков, которые целой стайкой садились в пышные шапочки. Цветок и бабочкиИ солнце, солнце наконец-то.
Вообще на Сахалине, природа открывается неохотно. Но уж если решится показать свою красоту, то она необычайна и настолько привлекательна, что долго не хочется покидать место, в котором тебе открылось прекрасное.

Поход на мыс Птичий заканчивался. Он продолжался 3 дня, а казалось – не меньше недели, столько впечатлений мы получили, находясь там.

“Экспедиция на восточное побережье Сахалина продолжалась три дня, после чего мы свернули наш лагерь и в понедельник 29-го июля вернулись на базу. Что может быть лучше хорошей русской бани после возвращения из путешествия? Только баня с пивом, вяленой корюшкой и копченой камбалой!”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

На следующий день, крайний день нашего пребывания на базе, нас ждала очередная(и третья) сахалинская рыбалка. Непроходимые дороги – это обязательный атрибут в охоте за рыбкой.

Застряли
Не расслабишься!

“Меньше часа пути по старой лесовозной дороге, и мы, преодолев на джипе и дэлике глубоченные канавы с коричневой жижей, скребя днищем по разбитым тракторами колеям, расчищая завалы из стволов упавших деревьев, добрались до красивейшей поляны на берегу форелевой речушки.”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Джунгли СахалинНо эта речка отличалась потрясающе – буйной растительностью по берегам. Было ощущение, что мы попали в джунгли. Огромные, более 2-х метров ростом, лопухи и папоротники подпирали снизу могучие ели. Конечно, мы забрались в них фотографироваться. Нашим неизменным спутником во всех приключениях был пес Володи Бардина – лабрадор Эдик. Он даже на зодиаках с нами на погружения ходил. И здесь не обошлось без его чуткого уха. Эдик что-то учуял и начал напряженно полаивать и порыкивать. Никак – медведь? Да – медведь, – подтвердил Володя спокойным голосом, – Следы видели на дороге… Он был занят удочками и ему, видно, не до мишки было. Ужин повара приготовили из нашей добычи; он был прекрасен! Все-таки есть особый смысл, в том что ты добываешь еду своими руками. От довольства собой – аппетит улучшается!

“А вечером Володя пригласил нас к себе в гости в свой уютный домик с просторной гостиной. Отличный односолодовый десятилетний NIKKA YOSHI с фруктовой вазой на столе, шикарный фильм о Сахалине и Курилах, снятый хозяином базы завершили эти незабываемые десять дней на краю земли, наполненных походами, приключениями, открытиями и прекрасным настроением!”(Цитата из статьи А. Валикова – участника поездки на Сахалин)

Пролив Лаперуза

Можно обо всем рассказывать бесконечно: о ночных посиделках у костра и разговорах; о том, как на Птичьем, мы с Машей решили помыться горячей водой и поехали в рыбацкую деревню….О встречах с интересными людьми:  неблагодарном англичанине – собирателем ракушек, который встретился нам еще в аэропорту и раздал инструкции, какие ракушки и в каком состоянии ему нужны, но и не собирался благодарить за труды; биологах, отрывавших нам тайны местной фауны. Об охоте на краба и чем он отличается от краба на Камчатке и Баренцевом море. А лучше всего – поезжайте – ка на Сахалин и Вы увидите, и переживете все это – сами. И пусть, Вам повезет с погодой!

См. Слайдшоу

НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ ПРИКЛЮЧЕНИЙ!

В статье использованы фото и видео материалы Сергея Байкова, Андрея Валикова, Вадима Коршунова, Марии Байковой. Цитаты из статьи Андрея Валикова “Мое открытие Сахалина”, написанной, так же как и моя “Сахалин – другой взгляд”, как отзыв о поездке на Сахалин для сайта дайвинг клуба RUS-EXTRIM.

Вам понравилось то, о чем я пишу? Тогда прошу поддержать статью в социальных сетях, нажав кнопки в начале текста. С признательностью и благодарностью, Лена Тайгер!