Байкал – о чем расскажут льды

Байкал: “О чем расскажут льды”

Побурханя, на четыре стороны,
Я прошу Байкал – о снисхождении.
По зиме, прошедшей, плачут вороны,
Растворяясь в солнечном кипении.

Лед бескрайний – глубины невиданной,
Загорится внутренним свечением.
Это – вспышка страсти неожиданной:
Снега и весны – соединение!

Мы летим, навстречу приключениям,
Вспарывая толщу льда – колесами.
Волнами, расходится течение,
Замирая синими торосами.

На Байкал, недаром люди молятся
И приносят жертву, безоглядную.
Чистою водой – душа умоется,
Грязь смывая свежею прохладою…

Стоя, на краю ледовой проруби,
Вглядываясь в зеркало глубокое:
Я шепчу – спасибо тебе, Господи!
И Байкалу – здравствуй, Синеокое!

08.03.2014г.

Байкальские кружева
Фото Г. Бакланова

Сегодня, 8-марта, в праздничный день, я решила сделать себе подарок – описать впечатление, о нашей недавней поездке на Байкал. Словно жемчуг, в драгоценных четках, я перебираю каждое мгновение, пережитое в ледяном краю.
Мы прилетели рано утром, 1-го марта и попали из уже, теплой, весенней Москвы в морозный, пахнувший легким дымком, Иркутск. Нас встретили в аэропорту Татьяна Опарина и Геннадий Мисан. Их лица светились яркими улыбками и мы сразу ощутили, что попали к родным людям, которые нам искренне рады. Да – умеют встречать в Сибири! Прокатились по спящему, еще, городу. Иркутск – очень хорош самобытной архитектурой деревянных домов и обширных церковных подворий. Центр города, весь в цепочках огней, расположен вдоль реки Ангары. Печально вглядываясь в речную даль, стоит КОЛЧАК. Здесь в Иркутске, наверное, единственный памятник этому незаурядному человеку.

Памятник Колчаку в Иркутске

Хотелось бы побыть в городе подольше, но надо ехать. Нам еще 5 часов пути до базы на Ольхоне. Согревшись в микроавтобусе, мы дремали. Было уютно – прошлая жизнь убегала вместе с дорогой назад, оставляя за спиной печали и заботы. Мы улыбались друг другу, смотрели на дорогу, которая с каждым поворотом открывала новые пейзажи: то запорошенные снегом сопки; то деревянные местные постройки в редких соснах; то речные дали. На завтрак остановились в придорожном кафе. БуузыИ вот здесь, мы попробовали знаменитое местное блюдо, о котором рассказывала нам Татьяна – позы или БУУЗЫ. Это – что-то, вроде больших пельменей, с вкуснейшим рубленным мясом в бульоне, который надо осторожно выпить, надкусив позу. Ммм… – вкусно и горячо! Что очень кстати, так как на улице 20 градусов мороза. А пьют здесь чай с молоком.
Таня рассказала нам забавную историю, о том – как одно из самобытных кафе, с национальной кухней, переделали в ирландский паб. И стоит он, затерянный, никому не нужный: ирландский паб в байкальской степи. Парадокс! Едем дальше…. На холме, приложив руку к козырьку фуражки, щуря глаза от солнца стоит БРОДЯГА. Его лицо – обветрено, но Бродяга улыбается (та самая знаменитая сибирская улыбка: добрая и открытая), тому что видит. Мы подобрались к его крупной фигуре поближе и весело фотографировались с ним – так же, как и он, прикладывая руки, к глазам. Хотя, солнце еще никак не хотело выходить из снежной дымки.

Бродяга

Вот он – Байкал! Выезжаем на лед, на переправу, размеченную вехами. Таня дает распоряжение остановиться, и мы накрываем маленький походный столик, прямо на льду. Так непривычно, стоять на толстенном, черном льду и глядя вниз, видеть воду – настолько Байкальский лед прозрачен. Однако, Таня и ее помощник Алексей немного расстроены, так как всю обширную ледяную поверхность запорошило снегом. Ветра нет и снег лежит плотным слоем, закрывая от нас прозрачность и глубину льда. Что же делать? БУРХАНИТЬ! Разливаем в рюмки байкальскую водку Омулевку; поворачиваемся и на четыре стороны; четвертым пальцем, брызгаем на лед водкой, приговаривая и упрашивая Байкальского бога Бурхана, подарить нам хорошие дни; солнечную погоду; удачную нырялку и еще, много чего. Бурхана необходимо задобрить, а то рассердится и не будет нам Байкальского счастья! Ох, хорошо пригубить водочки: на морозе, да с салом, да с черным хлебом!

Побурханим

Едем, едем в бесконечный, бескрайний ледовый край. Наша база расположена над Байкалом, на Ольхоне, у СКАЛЫ ШАМАНКИ, которая высится прямо изо льда. Располагаемся, готовим снарягу – сегодня уже нырять. Нырять будем у самой Шаманки. Вкусно пахнет свежеструганным деревом. Воздух звенит – такой он чистый.
Наша первая майна готовится недалеко от торосов, чтобы под водой нам было интересно. Возле майны – отапливаемый перевозной домик, так что одеваемся и раздеваемся в тепле – очень удобно!

Мы разныриваемся; проверяем снаряжение; приспосабливаемся к новым условиям. Здесь ныряют на одной веревке, с отходящими от нее шлейками. Так как мы недалеко от берега, то еще видим дно и ландшафт. И даже маленьких полупрозрачных креветок и рачков, сонных от холода. Ну что же – с почином! Обмываем первую нырялку, той же Омулевкой. Я вдруг спохватываюсь, что завтра Масленица – надо ее отметить! И на обратном пути на базу, в местном магазинчике, мы скупаем все веники; цветастые халат и платок; краски и даже лифчик огромного размера – должна же наша Масленица быть красивой и фигуристой. Смеялись и шутили, по этому замечательному поводу, без конца.
Вечером – прекрасный ужин с разнообразными, вкусными блюдами. Среди застолья, особенно, выделяется СОГУДАЙ из омуля и брусничные, вкуснющие пироги. Среди тостов и разговоров вдруг замечаем, что все еще продолжается тот самый, первый день весны, который начался уже так давно, что кажется – нескончаемым. Ну и опять тосты…

Ребята, какие звезды над Байкалом и тишина, и вкусный, как колодезная вода, воздух!!! А утром воскресенья – ярчайшее солнце. Мы несемся на внедорожниках по сверкающему, белому льду; по следам, проложенным рыбаками, на Хобой – самый северный мыс, острова Ольхон.
Мы пробираемся между, встающими дыбом, торосами к Трем братьям (так называются скалы), к пещерам. И нам видится: то голубой парус, развернутый в небо; то громадный синий бриллиант.

Парус

Фигуры, созданные льдом причудливы и разнообразны. Да – буянил Байкал, трещали льды!
У пещер выходим из машин и идем к скалам. Пещеры неглубокие, но красоты – несказанной. Все в ледяных сталактитах, пронизанных солнцем. Наш предводитель – Сережа Байков – вмиг забрался на скалу. Его желтый комбинезон замелькал на немыслимой высоте среди камней. Оттуда, сверху, мы казались ему маленькими смешными фигурками, а он нам – диким снежным человеком.

На Ольхоне

Нагулялись вдоволь и поехали на место нырялки. А место это – заколдованное! МЫС ДЕВЫ. В нашей машине играла скрипка Ванессы Мэй, я задумалась и вдруг, повернув голову, увидела фигуру Девы, изогнувшуюся, в трагическом порыве. Грудь ее поднялась к небу, голова была запрокинута назад так, что волосы окунались в воду и сейчас были захвачены льдами. Профиль Девы четко выделялся на фоне яркого неба. За что же наказали ее Боги? Алексей рассказал легенду: – Дева была красива и умна, но была она жадной до жизни и хотела получить все: воду, небо, солнце, скалы. Боги превратили ее в камень, и вот она получила, все что хотела. Бойтесь своих желаний – они могут осуществиться!
Место, и вправду, колдовское – мы три раза пилили майну! Вообще наблюдать, как Татьяна ищет место для майны – это отдельная история. Это – целый ритуал, напоминающий поиск места для отливки колокола (если помните фильм Тарковского «Андрей Рублев»). Наконец – есть! И трещина во льдах рядом, и торосы громоздятся. Но сняв первый слой льда, мы упираемся еще в одну льдину. Выпилив и ее, мы находим еще один слой. Это внутри майны – льдины легли друг на друга и не пускают нас к воде. Рядом с майной мы построили крепость из прозрачных ледовых кирпичей.

Ледяная крепость

Неудача! Ванна майны заполняется доверху водой, поднявшейся из небольшого отверстия в углу. Получилась джакузи.

Пилим еще одну майну – то же. Пока ребята возятся с майнами, мы с Ольгой берем материалы для Масленицы и идем создавать прекрасную девушку. В ход идут припасенные жерди, солома и веники! Хороша!!! Последний штрих – макияж и наша красавица готова. С улыбкой, она смотрит на наши попытки погрузиться. А рядом вырастает еще одна крепость изо льда. Время уходит, нам надо засветло выбраться с Байкальского льда, а мы еще и не начинали погружения. Наверное Бурхан сердится. Или Дева завидует нашей радости и живому настроению, а может – красоте нашей Масленицы, завидует.

Масленица

Итак – третья попытка. Алексей вычерчивает четкую сетку с делениями, и мы, тут же начинаем играть в крестики – нолики. Эту майну пилим все по очереди. Лед, как масло! Ура, ура, ура!!! Майна готова, Таня улыбается. Быстро делимся на группы и одеваемся. Сергей взял фотоаппарат для подводной съемки. Я сегодня на основной веревке – немного волнуюсь. В этом месте дна у Байкала нет, и мы не должны уходить вниз. Да и не хочется.

Под лед
автор С.Байков

Та фантастическая картина, которая разворачивается подо льдом – завораживает! Как описать словами немыслимую синюю глубину Байкала под нами. Ощущение невесомости! Нет рядом никаких ориентиров и ты висишь, себе, в толще воды. Лишь веревка указывает путь. А над нами – бескрайняя, бесконечная красота льда, пронизанного солнцем. Трещина неоднократно лопалась, расходилась и сходилась вновь. Ее толстые края скалывались, от безумного напора, и 6-ти метровые торосы всплескивались наверх – голубыми осколками, но так же, низвергались вниз – прозрачными водопадами. Причудливые формы льда влекли к себе – звали заглянуть в каждую выемку; потрогать острие каждой ледяной стрелы. Мы плавно двигались вдоль колоссальной трещины, рассматривая скульптуры – произведения искусства, которые Байкал разрешил нам посмотреть. Да, да – мы попали в потайные комнаты ледяного замка, от которого не каждому дадут ключи; не каждому дозволят увидеть чудеса – хранилище драгоценных кладов Байкала!

Ледовые дворцы
Фото С.Байкова

Мы уходим непривычно далеко, вдоль трещины – сердце бьется, я слышу его. Невозможно оторваться от небывалой красоты, но становится немного холодно. Вода подо льдом + 1 градус.
Всплываем в майну, и друзья подносят нам рюмку Омулевки, с соленым огурчиком, на закуску. Так не снимая маски и выпиваем чистую, слезную водочку. А потом – греться в домик.
У нас же МАСЛЕНИЦА, еще! Пообедав и согревшись, бежим поджигать Масленицу, водить хоровод, прогоняя зиму и прыгать через угли костра. Сергей поджег солому, и девчонка вспыхнула огнем. В голубое небо взметнулось пламя и полетели искры – уходи зима, приходи ВЕСНА!!!!

Масленица на Байкале

Я пишу и не могу остановиться – так хочется поделиться всеми радостями и приключениями. Но конечно, лучше самим увидеть и пережить живые эмоции, а Байкал не оставит вас равнодушными – уж вы мне поверьте. Когда несешься на джипах в закат, сквозь снежную легкую пыль; когда весь лед покрывается блестками – голубыми искрами; когда музыка и праздник в твоей душе – от красоты окружающего мира; когда рядом друзья, с которыми ты делишь радость – что может быть прекраснее!?
На следующий день – такое же солнце. Вкусный, сытый завтрак в деревянной избе, возле жаркой печки и мы готовы ехать. Сегодня, тоже все – не просто так. К нам присоединился Геннадий, приехавший из Иркутска, где у него были дела. А еще нас сопровождала съемочная группа немецкого телеканала, которая снимала на Байкале реалити – шоу про адаптацию немецкой молодежи в этих суровых местах. И тут, им повезло – приехали дайверы! Накануне вечером, они нас угощали глинтвейном и разными немецкими закусками в своем баре. А сегодня – едут с нами и будут кормить нас обедом, ну и снимать конечно. Едем туда же – на ХОБОЙ. Там все по-новому: и ледяные торосы и пещеры – все другое.

Ледяные фонтаны

Геннадий и Татьяна сами были поражены: за одиннадцать лет путешествий по Байкалу, они не видели еще, такой необычной картины. Все-таки, Бурхан к нам милостив, показывая разнообразие и красоту своей вотчины. Сергей: то забирался на самую высокую скалу; то спускался в глубину ледовой пещеры. Мы не успевали за его быстрыми передвижениями – оставалось только, переговариваться по рации и фотографировать его – неуловимого. Там, во льдах, замерз мотоцикл с деревянной люлькой. Скорей! За руль – фотографироваться!Мотоцикл во льдах

Нырялка задалась: и майна  получилась, с первого раза. Таня показала немцам: какая она – настоящая, сибирская красавица! Надев купальник (на минутку), в 20 градусов мороза – она пилила майну из полуторометрового льда и улыбалась. Ее засыпало снегом, летящим из – под пилы, а она – загорелая и очень красивая, мило улыбалась! Так – то, вот, немцы!

Таня пилит лед

И наш Сергей стал звездой немецкого ТВ. Его образ привлек режиссера, еще с вечера, когда Сергей пришел к бару в шортах, но меховой шапке при этом.  Теперь наш предводитель и вовсе вдохновил операторов на съемку и интервью. Большой человек!
Виды под водой тоже были иными: огромные пласты льда – целые поля нависали друг над другом, образуя ступени и этажи. Кстати, довольно опасно совать туда голову или руки: лед может прийти в движение и схлопнуться. Поэтому, любовались со стороны. Хотя, кто это там? Конечно Денис, залез все-таки – смелый мальчик!
Пообедали немецким пловом (точнее кашей с мясом: ну какой немцы  плов могут приготовить – они же не узбеки). Таня и Геннадий подарили, всем нам, футболки с Байкальской символикой, что вызвало у нас бурное желание фотографироваться на фоне баннера клуба Байкал Тек.

на Ольхоне

На обратном пути, мы останавливались у других скал, очень необычных. Кстати, скалы на Байкале – рыжие, с вкраплениями железа, что прекрасно контрастирует с голубыми снегами. Когда подъехали к поселениям, я выскочила из машины, чтобы погладить местных лохматых бычков, которые грелись у забора. Бычки зимой обрастают кудреватым, смешным мехом и становятся уютными и забавными. Но они не захотели ласки – испугались. Как пошутила Ира Сотникова, наверное решили, что их на мясо забирают.
Вечером были: баня, ужин, прогулка. Только я это все проспала и не смогу описать. Эмоции и Омулевочка сделали свое дело – организму понадобился отдых!
Не устали читать? Осталось еще немного, но так – же интересно, поверьте! Крайний день пребывания. Далеко мы не стали забираться, так как нам надо было вечером добраться до Иркутска, а переправа закрывается в семь вечера. Трещина, у которой мы ныряли, была совсем свежей, недавней.

Байкал о чем расскажут льды
Автор С. Байков

Лед издавал звуки похожие на постукивания и поскрипывания – страшновато…. Солнца сначала не было, и дул прохладный ветерок. Нам было зябко, но интерес к нырялке не пропадал. На этот раз на лед взяли не домик, а БАНЮ, настоящую: с печкой, полками, все как положено.

баня на льду
Баня на льду

Зачем? Немного терпения. Погрузились и плавали довольно долго – картина льда, под водой, никогда не надоедает, настолько он разнообразен. А потом мы переоделись в купальники и плавки и стали париться в бане. Геннадий расстелил у майны коврик. Ну, поехали… Выскакиваешь распаренный из бани и с разбега – в майну. Только веревку в руку надо захватить, для подстраховки. Кто с разбега: Ольга, например, или Сергей, а я всегда боялась в майну прыгать. Никогда этого не делала, но начинать нужно. Попросила, одетого уже, Сергея подстраховать меня, да так вцепилась в него при прыжке, что чуть не утянула за собой, в ледяную воду. Его держали всем скопом, что бы не улетел. Ох и визгу было: и страшно, и весело. В общем – страшно весело!!! Ощущения настолько фантастические, что я решилась прыгнуть второй раз. Сергей уже подальше держался. На лед я выбиралась, царапая коленки, как мокрая кошка. Но при этом – очень счастливая! Развеселила и Геннадия, и Дениса. Ира Сотникова, не в пример мне, была величава, как королева. После прыжка в майну, еще и прошлась туда – сюда, демонстрируя выдержку. Кстати, в эти моменты, уже снова засветило солнце, во-всю! Не стал Бурхан сердиться на нас, видя наше веселье. Поддержал!

Вот так мы съездили к Байкалу в гости, переживая каждый день новую, полную неожиданностей и приключений жизнь. Теперь и Вы знаете – о чем расскажут льды Байкала. Меня все спрашивают, почему я стараюсь, так много путешествовать? Знаете, придет время, когда, мы все уже не сможем этого сделать; нам надоест политика и интриги; мы не захотим и не сможем больше работать; не будет рядом верных друзей… Но мои руки будут перебирать волшебные четки воспоминаний, где каждая жемчужина расскажет о чудесном дне приключений, прожитом не зря!

Байкал о чем расскажут льды
Пилю майну

08.03.2014г.  Опубликовано на сайте: www.rus-extrim.ru

Вам понравилось то, о чем я пишу? Тогда, прошу Вас поделиться статьей в социальных сетях, нажав кнопки в начале текста. С признательностью и благодарностью, Лена Тайгер!