Сергей Глущенко – свидетель времени…

Сергей Глущенко – корифей подводной фотографии!

Дайвинг имеет свою историю, а историю, как известно, делают люди. Смелые  и любопытные люди создавали историю дайвинга своими руками, исканиями, экспериментами… зачастую – рискуя жизнью! Наш герой – дайвер и подводный фотограф Сергей Глущенко сделал подводную фотографию официальной  в СССР, а затем в Украине и Литве, что привело к яркому развитию этого вида спорта и искусства среди дайверов. Идея – взять у Сергея интервью, пообщаться с ним, возникла у меня во время Чемпионата  подводной фотографии “Кубок Байкала”.

В музее Байкала были представлены его фотографии с Чемпионата 1985г. Затем Сергей Глущенко сделал несколько потрясающе – интересных публикаций в нашей группе ДАЙВИНГ НА БАЙКАЛЕ на facebook. Но еще раньше, я увидела книгу Сергея, с его фотографиями, в дайвинг клубе “БайкалТек”и заинтересовалась ею. Я написала Сергею Глущенко письмо с просьбой об интервью, и он любезно согласился поделиться моментами своей жизни со мной и с Вами. Необыкновенно увлекательно, общаться с людьми цельными, творческими, горящими… А Сергей – именно такой человек!

Сергей Глущенко

 С 1976 года принимает участие в соревнованиях подводных фотографов.

 Неоднократный победитель и призер чемпионатов Украины и кубковых соревнований подводных фотографов СССР.

С 1980 года – организатор соревнований по подводному фотографированию на Украине, в России и Литве.

Обладатель более 100 медалей и кубков различных национальных и международных соревнований, фестивалей и конкурсов подводной фотографии.

Участник 80 чемпионатов и кубковых соревнований; 6 чемпионатов мира и 2-х чемпионатов Европы по подводному фотографированию.

Елена: Сергей, расскажите немного о себе:  где и когда родились, кто родители, чем увлекались в детстве…

Сергей:  Я родился 6 июля 1948 г. в городе Смела Черкасской области (в свидетельстве о рождении записали 6 августа, и с тех пор я дважды в год принимаю поздравления). Отец прошел всю войну (с 1941 по 1945), работал на железной дороге. Мать преподавала в школе русский язык. С фотографией познакомился в 1958 году, а увлекся съемками и процессом обработки снимков чуть позже (1962-1964). Плавал на реке, с 7- 8 лет; занимался еще легкой атлетикой в секции, рядом с будущими чемпионами и призерами – даже Олимпийских игр. Окончил школу в 1966 году; 1 год проработал фотографом-лаборантом на заводе в Смеле. Попробовал поступить во ВГИК на операторский факультет, но не добрал баллов. И в 1967 г. поступил в Харьковский авиационный институт на факультет «Авиадвигатели». Фотоаппарат с собой в Харьков принципиально не взял…

Елена: Сергей, Вы увлеклись фотографированием с какого года?   Вы пишете в своих публикациях – Клубы… Что это за Клубы? 

Сергей ГлущенкоСергей: На втором курсе я все-таки привез фотоаппарат, начал много фотографировать, нашел единомышленников, и мы активизировали работу институтского фотоклуба: делали выставки в стенах ХАИ (Харьковский авиационный институт), начали печататься в прессе (как тогда говорили, местной и всесоюзной), участвовали в разных фотоконкурсах, попробовали общаться с другими фотографами Харькова. И тут мы познакомились с большой фотографией, с фотографами, которые сейчас считаются классиками фотоискусства и выставляются в крупнейших музеях мира (фамилии называть не буду, но их влияние было очень сильным уже тогда). И это подтолкнуло меня, параллельно с занятиями в ХАИ, поступить заочно в Университет искусств (курс «Фотокомпозиция»). Консультантами-преподавателями у меня были специалисты кафедры операторского мастерства ВГИКа. По окончании этого курса, я решил сменить профессию, и перевелся в ХАИ с дневного на вечернее отделение, которое и закончил благополучно к 1975 году. А работать мне предложили в только что созданной фотолаборатории института, с группой талантливых дизайнеров. Так что, у меня первична – фотография. И я с первого взгляда узнаю снимки подводных фотографов, которые действительно смогли еще до погружений под воду понять что-то в современной светописи на воздухе.

Елена: Сергей, что подтолкнуло Вас заняться подводной деятельностью: Вы были спортсменом? Вам пришла идея подводного фотографирования сразу, как только начали погружаться под воду? Подводная деятельность совсем не соотносится с Вашей специализацией в институте… Получается, что Ваше хобби стало Вашей профессией?

Сергей Глущенко Крым

Сергей: В начале 70-х г.г. я много снимал помимо работы; занимался легкой атлетикой; еще чем-то и любил спортивную фотосъемку. Однажды меня пригласили сфотографировать наших институтских подводников. Дали мне фотобокс с камерой и объективом, 2 книги (А. Рогов, «Фотосъемка под водой» и А. Мссарский «Объектив под водой»). Я попробовал, понял – что нужен более серьезный подход, и занялся подводным плаванием основательно. Забросил легкую атлетику, начал ежедневно плавать в ластах и без них в институтском бассейне (который сам строил в 1968-1970 г.г.), прошел за год 100-часовые курсы подводных пловцов ДОСААФ. В отпуск, начиная с 1973 г., каждое лето мы ездили в Крым (Новый Свет, Рыбачье), где снимали подводное и надводное фото; 16-мм кино… В 1975 году, я стал Инструктором подводного плавания и возглавил секцию подводников ХАИ. Это и было началом. 

“В крымских экспедициях секции подводного спорта Харьковского авиационного института, начиная с 1973 года и вплоть до 1976 г., много внимания уделялось подводным и надводным фото- и киносъемкам, что позволило сделать несколько фотовыставок в Харькове в 70-е г.г., и сохранить визуальные образы участников поездок до наших дней, а в наше время – передать тот дух свободы и братства, царивший в кругах подводников даже в “застойные времена”…” Цитата из публикации С. Глущенко в Diving-retro  Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

 
  

Елена: Сергей, расскажите, пожалуйста, как удавалось при Советском дефиците приспособить фототехнику к подводным условиям. Отличалась обработка подводных фотографий от наземных?

Сергей:  Почему-то многие думают, что подводная техника в 60-70-е г.г. была дефицитом. Какое заблуждение! Практически, в любом фотомагазине можно было купить фотобокс отечественного производства (КПФ, КПФ-1, УКП). Его цена была равна стипендии студента за месяц.
Не было хороших осветителей, вспышек, но сделать гермоконструкцию, имея знания авиаспециалиста и соответствующую институтскую техническую базу, было не сложно. Еще и боксы различные по кино- и фотокамеры мы делали из металла, да и стандартные магазинные боксы приходилось переделывать под новые задачи и новые объективы. А с обработкой материалов у меня, как фотолаборанта, проблем вообще не было. Я мог составлять любые растворы для отечественных и зарубежных черно-белых и цветных негативных и позитивных фото и кинопленок. Написал даже по этому поводу с десяток статей в журналы «Спортсмен-подводник», «Советское фото», выпустил парочку брошюр…

“Уже несколько лет, как я пытаюсь систематизировать и сохранить раритетные и редко публикуемые снимки, касающиеся подводной фото-, кино-, видео-съемочной техники прошлого века…” Цитата из публикации С. Глущенко в Diving-retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!
 
Выставка фотоаппаратуры 1984

 

 

Выставка фототехники

Елена: Когда Вы начали участвовать в выставках, выставлять свои подводные фото? На Байкале у Вас была выставка фотографий подводного Байкала?

Сергей:  В фотовыставках впервые попробовал выставляться в 1969 году. Тогда же начал регулярно печатать свои фото во всесоюзных журналах и газетах… Подводную персональную фотовыставку впервые сделал в 1974 году в Харькове. До поездки на Байкал было еще 10 лет…

Крымская история“В честь этих (Крымских) экспедиций захотелось показать небольшую ретро-выставку старых снимков, передающих эмоции молодых тогда еще исследователей подводного мира. Кстати, в октябре 2015 г. в Германии был выпущен ретро-фотоальбом, в одной из глав которого помещены и нижеприведенные фотографии быта и праздников подводников ХАИ 70-х … Фото: Сергей Глущенко и архив ХАИ… Многие из этих фото вошли в вышедший в ноябре 2015 г. в Германии фотоальбом “Sergiy Glushchenko. Krim 1973-1982. Meine Erinnerungen.”, отпечатанный лимитированным тиражом.” Цитата из публикации С. Глущенко в Diving-retro  Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

См. Слайдшоу

 

Сергей Глущенко в КрымуЕлена:  Сергей, где Вы брали снаряжение для погружений? Что оно из себя представляло? Сохранили Вы у себя комплект снаряжения того времени – как раритет?

Сергей:  Как я уже сказал, пришел я в секцию подводного спорта ХАИ. И у нас было: помещение, бассейн, 45 аквалангов, 2 катера, 3 компрессора. Мы и сейчас иногда делаем ретро-погружения с коллегами, с которыми знаком еще с 70-х г.г. 

“Doublehose Regulators – Серия аквалангов АВМ-1, АВМ-1М, АВМ-3, а также “Украина” отличались двумя гофрированными шлангами от своих более молодых собратьев. Они почти четверть века служили как нашему доблестному ВМФ, так и подводным пловцам ДОСААФ и ОСВОД.”  Цитата из публикации С. Глущенко в Diving –  retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

 

Сергей Глущенко

Елена:  Тогда, в Советское время, Вы слышали о Жак – Ив Кусто? Где Вы брали теоретические материалы для обучения дайвингу: кем – то у нас, они разрабатывались?

Сергей:  Естественно, мы знали и Кусто… 

“Book edition of Jacques-Ives Cousteau in Russian” Цитата из публикации С. Глущенко Diving – retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

 

и Ганса Хасса, который начал популяризировать и изучать подводный мир на 10 лет раньше.

Ганс Хасс“Легендарный доктор Ганс Хасс – один из самых знаменитых пионеров дайвинга. Именно его книга “Мы выходим из моря” стала в свое время культовой в годы зарождения подводного плавания в СССР, и привела в подводный мир десятки тысяч любителей. И именно из фильмов великого Ганса Хасса, Хасс Мы вышли из моряа вовсе не из более поздних работ других авторов, мы впервые узнали о существовании прекрасного кораллового мира Красного моря и увидели красочные картинки из жизни обитателей тропических широт.

Ганс Хасс издал 25 книг, снял более семидесяти подводных фильмов и сделал тысячи подводных фотографий, которые сегодня уже являются достоянием истории исследования человеком океанских глубин. Остались фундаментальные научные исследования великого ученого о влиянии человека на жизнь морей и океанов, тысячи его последователей и учеников… И глубокая благодарность этому Человеку за то, что он одним из первых открыл миру удивительную планету Океан!” Цитата из публикации С. Глущенко Diving – retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

А среди учебников для подводных пловцов существовал даже конкурс.

“В архиве нашего клуба имеется достаточно много учебных пособий для подводных пловцов, но особую ценность представляют книги, выпускавшиеся в СССР в конце 50-х – начале 60-х г.г. Затем, в 70-80-х г.г. появились многочисленные справочники…” Цитата из публикации С. Глущенко Diving – retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

См. Слайдшоу

Елена:  Сергей, где Вы погружались? Как обходились (утеплялись) при погружении в холодных водах? Как глубоко Вы погружались?

Сергей: Практически все моря, в которых мы имели возможность погружаться, были холодными. Только в Черном море и летом можно было кратковременно занырнуть без гидрокостюма. Вначале пользовались военными гидрокомбинезонами. Гидрокостюм ретроЗатем – начали изготавливать гидрокостюмы мокрого типа самостоятельно, из микропористой резины.
Технодайвингом я никогда не занимался, но до 60 м ходил достаточно часто: несколько раз в 70-80—е г.г. На Байкале работал на полигоне Жилище…

Елена: Байкал! Сергей, многие события Вашей жизни связаны с Байкалом. Как Вы попали на Байкал впервые? Из Вашей публикации видно, что Вы собрались в экспедицию в 1984г. Вы сами явились инициатором? Или кто-то пригласил, с какими целями?

Сергей:  Идея поездки была моя, а компаньонов я тогда выбирал по наличию у них свободного времени и некоторых дайвнавыков… С В. А. Фиалковым меня заочно познакомил харьковский дайвер и кинорежиссер Вячеслав Волков (именно с ним впервые на Байкал попал и Фиалков). Встретились и познакомились мы с Фиалковым и Карабановым уже под конец поездки, хотя всевозможные контакты и рекомендации они нам дали еще до приезда…

“В июле 1984 года группа аквалангистов из Харьковского клуба подводных фотографов в составе 3-х человек (фотограф С. Глущенко, и 2 ассистента-помощника И. Беляк, С. Филипковский) отправилась в очередную экспедицию, в рамках которой предполагалось начать фотосъемку подводного мира озера Байкал. Предварительно связались с руководителем водолазной группы Лимнологического института в Листвянке Вадимом Фиалковым (именно под таким именем Владимира Абрамовича знают харьковские подводники 60-х и 70-х г.г.), который обещал оказать содействие, помочь с жильем, транспортом и воздухом, а также познакомить с наиболее интересными местами погружений на Южном Байкале.” Цитата из публикации С. Глущенко Diving – retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

Байкал Большие Коты

Елена:  Сергей, по Вашим фотоотчетам хорошо прослеживается Ваша деятельность на Байкале. В том числе и сотрудничество с Лимнологическим институтом и Музеем Байкала. А до Вас производилось фотографирование подводного мира Байкала, или Вы были первыми?

Сергей:  Нет, я не был первым фотографом, но я первый занялся такой съемкой профессионально. Я мог снимать и проявлять черно – белые и цветные фото; малый и средний формат; слайды делал все, что просили лимнологи – на подсобном оборудовании, прямо на месте съемок. Это сейчас мы видим кадр сразу в момент съемки, а тогда от съемки до просмотра обработанного материала иногда проходило до полугода…

Гаммарусы

Публикации Сергея Глущенко о Байкальских Экспедициях периода 1984 – 2001 гг. Пройдя по ссылкам Вы узнаете больше, перед Вами развернется полная картина жизни Байкала тех лет:

  1. 1984 год  Моя первая встреча с Байкалом. Все фото этого альбома были сделаны в июле 1984 г.
  2. 1985 год  Первая работа харьковского клуба подводных фотографов в экспедициях Лимнологического института.
  3. 1985 год  Кубок клубов СССР – кубок “Байкал-85” по подводному фото.
  4. 1986 год  Вот мы дошли и до злосчастного 1986-го. Весной – Чернобыль, а в сентябре – “Нахимов”… Лето же на Байкале по-прежнему было заполнено напряженной экспедиционной работой.
  5. 1986 – 1988 гг.   Летом 1986 г. подводный аппарат “Гаммарус”, разработанный харьковскими авиаторами, начал проходить испытания на Байкале.
  6. 1987 год   30 лет назад состоялись вторые соревнования подводных фотографов клубов СССР на Кубок “Байкал – 87”.
  7. 1990 год  25 мая 1990 г. экспедиционное судно ВСО АН СССР “Г.Ю. Верещагин” открыло очередной сезон научной навигации на озере Байкал.
  8. 1991 год  Экспедиция по Байкалу с Риком Саймоном (Rick Sammon)
  9. 1991 год   Летняя поездка на Байкал
  10. 1992 год  Сафари летом 1992 года.
  11. 2001 год  В 2001 году поездка на Байкал была придумана в рамках телевизионного “Клуба подводных путешествий”

Елена: Вы общались с В.А. Фиалковым в Харькове; ваши пути пересекались до Байкала?

Сергей: В.А. Фиалков уехал на Байкал из Харькова до того, как я поступил в ХАИ и стал харьковчанином… После нашей первой встречи на Байкале мы с ним часто общаемся.

Елена: Как родилась идея Чемпионата по подводной фотографии? Кроме Байкала, проводились еще в водных районах нашей страны подобные Чемпионаты?

Сергей:  Чемпионаты по подводному фотографированию проводятся у нас с 1974 года. Я участвую в них с 1976, а занялся организацией и проведением этих мероприятий с 1980. 

Чемпионат
1976 г. Первый день чемпионата в Батилимане.

“…Леонид Кудин совершил несколько пробных погружений с фотоаппаратом вместе со своими югославскими коллегами. Получив определенный опыт, Леонид Андреевич загорелся желанием организовать подобные соревнования и у нас. В 1973 году провести соревнования не успели. Но уже осенью 1974 года подводные фотографы Украины собрались в Крыму на свой 2-й чемпионат по привезенным правилам. Первым чемпионом страны по подводному фотографированию в 1974 году стал сам инициатор соревнований Леонид Кудин. Следующий сезон (1975) у фотографов не удался. Бушевал жестокий шторм, и соревнования отменили…”  Цитата из публикации С. Глущенко Diving – retro Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

Елена:  Как и когда Вы познакомились с Геннадием Мисаном? Как поддерживалось Ваше знакомство с ним? Была какая – то совместная деятельность?

Сергей: Я познакомился с Геннадием примерно в 1990 г. через его компаньонов А. Барановского и С. Солянкина. Совместных с Г. Мисаном работ у нас не было, за исключением сафари 2009 года на Ольхон и в Чивыркуйский залив с А. В. Макаревичем. Я был организатором сафари, но на судне «Миф» находился как обычный дайвер…

См. Слайдшоу

 

Елена:  Как Вы считаете, почему «умер» Чемпионат на Байкале (он проводился 3 раза, как я поняла)? Это связано с политическими и экономическими событиями в нашей стране?

Сергей:  Да, тут больше повлияла экономика. Приехать на Байкал от нас стало дороже, чем слетать в Египет… Мы так и начали поступать с 1995 года (чемпионаты и кубки мира по фото в Египте, Испании, Чили, Норвегии, Франции, Австрии стали более доступными, чем Восточная Сибирь). К тому же, в 1993 году я поменял сферу своей деятельности с подводной фотографии на подводное ТВ, а желающих заняться организацией соревнований в России не оказалось. Хотя я и передал все свои связи и полномочия в ФПС СССР моим знакомым фотографам – москвичам. В Украине, я продолжал заниматься организацией соревнований на Черном море в Крыму до 1998 года, а затем вынужден был оставить эту часть своей деятельности из-за большой загрузки на ТВ и в организации дайвинг-бизнеса в Харькове. В ХАИ я в 1994 по 1998 годы был в отпуске за свой счет, и приходилось между путешествиями зарабатывать деньги. Наши морские чемпионаты в стране тоже «угасли», и после 1998 года их никто ни разу не организовал. Я продолжаю курировать соревнования по фото в бассейне, и тут у нас нет перерывов уже 38 лет…

Соревнования бассейн 1984
1984 г. Лично-командное первенство на Кубок ГК ДОСААФ Харькова.

Елена:  Как Вы относитесь к возрождению идеи Чемпионата? Тогда в 80-х годах это имело научное значение, а теперь, больше экологическое и развивающее? Интересно ли, Вам было бы стать участником жюри?

Чемпионат 2017
А. Сидоров – победитель чемпионата 2017г.

Сергей: Любые чемпионаты фотографов приносят огромное количество новых работ и имен. Работает принцип конкуренции, и снимки становятся более художественными. В 80-е г.г. мы также организовали программу чемпионата таким образом, чтобы преобладали художественные достоинства работ. Также нам удалось добиться популяризации нового вида спорта – подводного фотографирования, и доказать, что это – спорт по всем формальным признакам. Попутно мы использовали технические навыки хорошо подготовленных подводных фотографов для оказания посильной помощи ученым. 

Я был членом жюри многих отечественных и зарубежных фестивалей, соревнований и конкурсов, в том числе, Всемирного фестиваля подводных изображений во Франции, в Австрии и Германии… Но я до сих пор предпочитаю, во время таких праздников, пытаться снять что-то новое. Именно от процесса создания новых снимков я и получаю удовлетворение от работы.

Подводный арт
Фото А. Сидорова Подводный арт

Елена:  Летом Вы работали на Байкале; где – то еще – на Черном море может быть, а зимой чем занимались? Вы работали где-то еще, кроме подводной фотографии, или фотография – это Ваша профессиональная деятельность?

Сергей:  Недавно попробовал посчитать, и оказалось, что я участвовал в качестве фотографа, оператора и организатора более чем в 80 чемпионатах и кубковых соревнованиях, в 6 чемпионатах мира и 2-х чемпионатах Европы. Это все – в свободное от работы время (я работаю в Харьковском авиаинституте с 1972 года в отделе НТИ с реальными дизайнерами, а сейчас – отделе рекламы. Делал когда-то фото, а с 1998 г. – видеофильмы). Так что свободного времени для поездок не так-то и много. Я уже не говорю о 15 годах, потраченных на ТВ-программы, которые сам снимал, монтировал, писал тексты и сценарии, пытался продавать еще….

Это – отдельная глава жизни, и теперь в телевидение я возвращаться категорически не хочу. Чем еще занимаюсь? Инструктор подводного спорта с 1975 г., профессиональный водолаз с 1977 г., международный инструктор дайвинга с 1996 г., курс-директор с 2001 г. (Валерий Черных, кстати, проходил семинар инструкторов у меня в Харькове). Редактирую учебники по дайвингу, выпустил учебный фильм для начинающих дайверов по системе CMAS и CEDIP…Стараюсь не терять квалификацию инструктора, и сам обучаю сейчас до 20 дайверов в год. Всего в моем списке на сегодня 1910 обученных по международным стандартам дайверов и более 1000 спортсменов-подводников (это те, которые обучались до 1996 г.). В 70-е г.г. работал в разных институтах на Черном, Азовском, Баренцевом, Японском морях (во время тарифного отпуска в ХАИ). В 80-е – в основном – Байкал. 90-е г.г. – поездки на чемпионаты, фестивали и начало видеопроектов, организация своих фестивалей. С 2000 до 2010 – различные ТВ-проекты, связанные с дайвинг-туризмом.

ТВ-проекты  Пройдя по ссылке, Вы можете посмотреть полный плэйлист ТВ – проектов Сергея Глущенко.

Елена: Ого, впечатляет! Сергей, есть ли у Вас желание вернуться на Байкал и посмотреть, что с ним теперь происходит?

Сергей: Да, желание есть, но некоторые проблемы меня тормозят…

“В 2001 году поездка на Байкал была придумана в рамках телевизионного “Клуба подводных путешествий” (авторская телепередача с таким названием выходила еженедельно на нескольких каналах Украины и РФ с 2000 до 2015 года)”  Цитата из публикации С. Глущенко в группе ДАЙВИНГ НА БАЙКАЛЕ  Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

Мг.узей "Байкал". ТО "SUB". 2001

Фильм "Музей Байкал" был снят в 2001 году во время недельного сафари с клубом "Аква-ЭКО" на судне "Жак-Ив Кусто".

Опубликовано Клуб подводных путешествий. (Underwater Travel Club) 13 декабря 2016 г.

 

Елена: Я впервые узнала о Вас, увидев Вашу книгу в клубе у Геннадия Мисана. Расскажите, где и как можно приобрести Ваши книги, издаются ли они сейчас?

Сергей: С книгами сейчас все довольно-таки просто. Лимитированный тираж почти закончился (осталось по 1-2 экземпляра). Базовые макеты – 5 фотоальбомов у меня есть, а вот деньги на дополнительное издание необходимо собрать, в зависимости от количества заказанных экземпляров. С издательством мне помогает работать мой немецкий друг (владелец фотогалереи).

Книги Сергей Глущенко

Елена: Сергей, расскажите немного о Ваших планах на будущее. Какие выставки планируются, какие книги, какие встречи? Пересекаются ли сейчас Ваша деятельность и наука?

Сергей: После закрытия ТВ-проектов у меня нет определенных планов. Поработал лет 5 с архивами, издал несколько фотоальбомов. Из практической съемки занимаюсь только павильонным подводным творчеством.

“Еженедельно, по субботам, с 11-00 до 13-00 приглашаем подводных фотографов на традиционную встречу в бассейн аквапарка “Волна”. Вы сможете проверить работоспособность своей аппаратуры, попрактиковаться в съемке подготовленных подводных моделей, получить необходимые советы от специалистов. Советами поможет главный тренер сборной команды Украины по подводному фотографированию, участник и призер нескольких чемпионатов мира Сергей Глущенко.”  Цитата из публикации С. Глущенко Школа подводной фотографии Сергея Глущенко Пройдите по ссылке, чтобы узнать больше!

Намечена выставка ретро-фото в Киеве в галерее Игоря Гайдая, да парочка экспозиций в Харькове. Меняю подводную выставку под водой в харьковском бассейне «Волна»… Дальше – посмотрим, что будет.

 

Подводная фотовыставка

В интервью с таким человеком, как Сергей Глущенко, невозможно охватить все и многие темы остались не раскрытыми. Но Сергей вел и ведет подробные дневники в своих группах на facebook, где Вы можете почерпнуть для себя массу полезной информации.

Сергей не был доволен последним вопросом интервью, в силу его банальности, и это – правда! Но если я спрошу, например – что он хотел бы передать своим ученикам или какое наследие оставить людям – это тоже было бы банально! Очевидно, что Сергей Глущенко из тех пионеров, первооткрывателей, деятелей, которые любят жизнь, умеют ценить, сохранять и передавать красоту всем… всему миру! Со всем миром, а не только с учениками или окружающими его друзьями, он щедро делится энергией, идеями, своим видением и высоким профессионализмом! Кроме того, он – Хранитель и лучшее, из того что попало в его поле зрения, или его руки, он сумел бережно сохранить и предоставить нам в пользование. Цените это, люди! 

С. Глущенко в Б. Котах 1991г
С. Глущенко в Б. Котах, Байкал, 1991г

Вам понравилось то, о чем я пишу? Тогда, прошу поддержать статью в социальных сетях, нажав кнопки в начале текста. С признательностью и благодарностью, Лена Тайгер!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *