Экспедиция: на север Байкала с Байкальским музеем. Часть1

Экспедиция на север Байкала – начало.

В этой статье я расскажу об удивительном и неожиданном приключении, которое случилось со мной в июле 2017г. – об экспедиции с Байкальским музеем по Байкалу. Вы сможете вместе со мной заглянуть в сокровенные, заповедные уголки великого озера, почувствовать красоту и узнать норов Байкала.

Я договорилась на интервью, с директором Байкальского музея Фиалковым Владимиром Абрамовичем, еще на Чемпионате по подводной фотографии “Кубок Байкала”, в конце июня.

Байкальский музей

Но по ряду причин, интервью все откладывалось и откладывалось. Владимир Абрамович очень занятой человек. Он ушел в отпуск, и при этом, у него не было ни одной свободной минуты. Что тут скажешь, Фиалков В.А. – яркая, известная и востребованная личность!

Фиалков В.А. и Медведев Д.А. в залах музея

Наконец, мы с Владимиром Абрамовичем условились на вторник, 25 июля. Вопросы я подготовила заранее – решила поговорить о музее, который является любимым детищем Владимира Абрамовича, и на мой взгляд – одним из лучших региональных, а то и некоторых столичных музеев, в научно – познавательной сфере!

Глубоководный аппарат Спайсис

Когда я приехала, Владимир Абрамович был занят, и мне пришлось подождать в приемной. Ожидание полезно, если во время него можно пообщаться с сотрудниками, а в моем случае это было именно так. Сотрудницу музея, с которой я разговорилась, звали Елена Галазий. В добавок оказалось, что мы с ней слегка знакомы (Елена ходила, вместе с нами, на кораблике «Профессор А.А. Тресков» на КБЖД, на Чемпионате по подводной фотографии). Во время разговора Елена обронила, что Музей собирается в экспедицию. Я тут же спросила, можно ли мне присоединиться к ним. Елена посоветовала поговорить, на тему экспедиции, с Владимиром Абрамовичем.

как на картинке
Музей Байкала

Интервью удалось. Мы конечно затронули много тем, помимо вопросов, которые я готовила. С таким знающим человеком, просто невозможно держать разговор в рамках. И это замечательно! По окончании интервью, я осторожно поинтересовалась – готовит ли музей экспедицию по Байкалу? Это было не сложно, так как в процессе нашего общения Владимир Абрамович несколько раз обсуждал по телефону рабочие моменты, связанные с ней. А у меня, разумеется, ушки на макушке.
– Можно мне с вами? Я ведь – квалифицированный дайвер, и могу выполнять любую работу, связанную с погружениями – спросила я у него. А что: – подумал Владимир Абрамович, – это мысль! Он вызвал ответственных за экспедицию, сотрудников: Александра Купчинского (мы знакомы с Чемпионата) и Сергея, который отвечает за содержание и чистку аквариумов. Владимир Абрамович не хотел его отпускать, так надолго (экспедиция длилась 12 дней).

Стоит жара и аквариумы нужно постоянно поддерживать в хорошем состоянии, что бы вода не зацвела. Вот меня и назначили на место Сергея. Таким образом, я попала в рабочую экспедицию с Байкальским музеем.

Экспедиция – детали.

Оформив документы и подписав Договор о безвозмездном сотрудничестве с музеем в рамках экспедиции, я направилась к Александру Купчинскому – ведущему научному сотруднику музея, который являлся ответственным за экспедицию и с которым мы должны были обсудить детали.

Экспедиция Александр Купчинский
Александр Купчинский

Итак:
Сроки экспедиции: 12 дней: с 27.07. и по 07.08.2017г.

Маршрут: Ушканий архипелаг, Нижнеангарск – самый северный поселок на Байкале, вотчина БАМа; далее город Северобайкальск; граница Иркутской области и Бурятии – мыс Елохин и далее несколько точек вдоль побережья Байкала для взятия проб водорослей и фотографирования грунта дна Байкала.

Цель экспедиции:

Камера: прямая трансляция с глубины 200м

◊ Профилактика камеры, установленной на Ушканьих островах. Камера, в данном месте, следит за жизнью и поведением байкальской нерпы. Питание камеры идет от солнечных батарей, ее необходимо периодически проверять и настраивать; проверка комплекса оборудования передачи сигнала с камеры. Передача сигнала идет сложным путем: с острова на остров и затем по материковой части, в музей Байкала. В музее, съемка с камеры выводится на экраны и можно на огромном расстоянии вести наблюдение за жизнью и повадками нерпы. Таких камер, в музее несколько. Две из них ведут постоянную съемку с глубины 200м.

◊ Съемка с помощью аппарата “Гаммарус” шельфовой части Байкала в районе западного берега Байкала.

Аппарат "Гаммарус"
Аппарат “Гаммарус”

◊ Взятие проб нитчатых водорослей, которых существует несколько видов. Определить распространение ее по глубинам, и участки наибольшей концентрации.

Моя работа, предположительно, будет сопряжена с аппаратом для подводной съемки «Гаммарус» и со взятием проб.

Дневник экспедиции.

Я была счастлива: еще бы, представилась такая возможность – пройти по значительной части акватории Байкала, да не просто так, а с погружениями и работой! День на сборы, и потом – в путь! 27-го июля, утором, я переделала еще оставшиеся дела, взяла чемодан с личными вещами и поехала в Листвянку. Мое снаряжение, еще накануне, увез на корабль один из сотрудников музея. Я взяла с собой и сухой, и мокрый костюмы. Вода, по байкальским меркам, теплая – 15 градусов. Сомневаюсь, что буду нырять в мокром костюме, но раз сказали – надо взять – взяла. Так же, загрузила свой сайдмаунт, по которому успела соскучиться. Из личных вещей, я сложила в чемодан много теплых, так как уже знаю из прошлых путешествий – на корабле, день начинаешь в шортах и легкой майке, а заканчиваешь свитером и пуховиком!

◊ Экспедиция – день первый: 27- е июля ◊

В 10-40 я выехала из дома и к половине первого уже была в Листвянке. Некоторое время, у членов экспедиции, заняли сборы и погрузка инвентаря.

Я захотела пить и Алексей (он пошел в экспедицию, на тех же условиях, что и я, но бывалый) угостил меня байкальской водой, которая качается насосом с глубины 400м. Эта вода, затем, поставляется в аквариумы музея с нерпой и рыбами. Надо сказать – вода чистейшая, холодная и вкусная. В 14-15 мы погрузились на кораблик «Профессор А.А. Тресков». Здесь, я была удивлена… На этом корабле, мы на Чемпионате подводной фотографии ходили на погружение к КБЖД. Я думала, что корабль принадлежит Лимнологическому институту, так как руководил процессом погружений с него, Игорь Ханаев. Но оказалось, что «Тресков» – это кораблик Байкальского музея. Он небольшой и мне подумалось, как же мы разместимся там.

Корабль "Профессор Тресков А.А."
Корабль “Профессор Тресков А.А.”

Нас всего 14 человек: из них трое – электронщики, задачей которых является профилактика камеры. Четверо – сотрудники музея, во главе с Бадардиновым Аликом Анваровием – заместителем директора музея и Александром Купчинским – ответственным за экспедицию. Интересно: один из сотрудников – Юрий – профессиональный рыбак, задача которого – отлов рыбы для кормежки нерп и рыб, живущих в музейных аквариумах. Александр перед погружениемЖена Александра – Аня и дочь – Маша; я и еще члены экипажа. Но ничего, разместились: мужчины в одной каюте на шесть спальных мест, мы – девушки в столовой, где тоже оказалось шесть спальных мест. Диванчики, путем подвеса спинок на цепи, превращаются в койки. У экипажа – свой кубрик. В общем то, нормально для рабочей обстановки. Главное – есть горячий душ в обоих туалетах, что немаловажно.

В этот, первый день, Александр планировал выполнить кое-какие работы рядом с Листвянкой, а затем – вечер и ночь мы без остановки должны были идти до Ушканьих островов. Сначала, предстояла работа с камерой, которая расположена напротив музея. Ее неправильно установили в боксе под водой и надо было поправить ее положение, так как на экран выдавалась искаженная информация. Александр быстро надел костюм и ушел на погружение. За ним последовала лодка. Камера находилась на глубине 5м, расстояние от берега 350м. Здесь расположено плато, поэтому глубина небольшая. Работу с камерой закончили в 16-30. Затем, мы заехали за “Гаммарусом”, который хранится в насосной станции (та самая, что качает воду для аквариумов музея), опустили его на лодку и в 17-40 отправились в путь.

Погрузка "Гаммаруса"
Погрузка “Гаммаруса”

Вот уже и Листвянка осталась позади. За ней – поросшие лесом горы. Одна гора вырастала, из –за спины другой, потом появлялась следующая. В 18-40 прошли поселок Большие Коты (не путать с кошками), затем поселок Большое Голоустное, бухту Песчаную, поселок Бугульдейку. Поселки вольготно раскинулись в долинах и отрогах гор, стекая к самой воде. Вечерний пейзаж красив и дышит умиротворением. – Как же жители сюда добираются? – спросила я Аню, которая бывала в некоторых поселениях. -Только по воде, – отозвалась она. Погода стояла великолепная. Вечерело и Байкал начал серебриться, переливаться перламутром. На проплывающие мимо, горы можно смотреть бесконечно, так они разнообразны. Некоторые покрыты лесом – зеленым бархатом, некоторые – угрюмы и скалисты, а на иных – четко обозначены буквы и знаки.

См. Слайдшоу

Шли на север, вдоль левого берега моря. С кухни вкусно запахло пирогами, это наш кок, Инна, напекла свежих – на ужин. После ужина, мы поболтали немного, кораблик покачивало и хотелось спать. Кораблю идти всю ночь, без остановки, по направлению к Ольхону и Ушканьим островам.

◊ Экспедиция – день второй: 28- е июля ◊

Утром, в 7-00 проходим большой остров Ольхон по направлению к Ушканьим островам. Идем посередине Байкала, поэтому берега читаются нечетко в утренней дымке. Слева, мимо нас проплывает скала Эленка (я прозвала ее “Кит”, уж больно похожа на него), рядом с которой у нас были подледные погружения. Вообще, когда Байкал был подо льдом, расстояние между берегами казалось ближе, чем сейчас – на воде. Ольхон медленно таял вдалеке, и мне было жаль, что мы там не остановились, прошли мимо. Я помахала рукой знакомому очертанию мыса Хобой.

Далее, по курсу, увидели интересное место – мыс Рытый. Берег и подножье гор и вправду, как будто изрыты. Это сакральное место бурят. Туда нельзя высаживаться (особенно женщинам). Александр рассказал, что как-то одни туристы настояли на высадке и вышли на берег. Побродили по мысу и ушли на корабле дальше. После этого погода резко испортилась, пошел снег и холодно было уже, до самого конца их поездки. Нельзя злить и раздражать Бурхана. У нас тоже, после того как прошли это место, погода начала портиться, изменился ветер, собрались облака, а вода стала зеленой – сердитая вода.

В 15-20 пришли на место ночевки, в Солонцовую бухту, рядом с мысом Саган – Морян. К берегу, гора стекала ровным хвойным лесом, глубокого зеленого цвета. Воздух напоен ароматами елей и воды. Хотелось на берег, но у нас не было необходимых бумаг – разрешения на высадку. Это ведь все – заповедные места. Да и опасность появления медведей была велика.

Вдоль берега ходил хариус; ребята спустили лодку на воду, взяли удочки и поехали на рыбалку. Мы с Машей (дочь Купчинского) удили с корабля. Вечер спокойный и теплый. Ночью высыпали звезды. Ковш Большой медведицы висел низко – рукой подать…

◊ Экспедиция – день третий: 29- е июля ◊

Этот замечательный день выдался, насыщенным различными событиями, и от этого показался очень длинным. Утром, рано до завтрака, Юра и Александр снова пошли на рыбалку. Пока мы завтракали они привезли улов. Здесь, у берега, хорошо клевало. Кстати, на Байкале норма вылова – 5 кг на человека в сутки. Рыбу надо обрабатывать быстро и засаливать, что бы не испортилась и мы, вооружившись ножами, стали чистить ее. Работа шла дружно, но медленно, пока Юра не показал нам приемы быстрой чистки.

Чистка рыбы
Дружная работа

Дело пошло гораздо быстрее. Мы подхватывали жабры и одним махом вместе с внутренностями вынимали все не нужное, а затем чайной ложкой вычищали «почки». Начистили, вымыли и засолили. Инна, наш кок, выбрала рыбку пожирнее для ужина. Пока возились с рыбой, в 11-30 подошли к Ушканьим островам. По времени, от Саган – Морян, это заняло ровно 2 часа, так как после рыбалки и завтрака, из Солонцовой бухты мы вышли в 9-30. Ушканий архипелаг представляет собой группу из четырех островов: Большой Ушканий, Круглый, Долгий и Тонкий – весьма точные названия, так как они таковыми и были.

См. фильм Кирилла Иванова

На Большом Ушканьем установлена вышка передачи связи от Байкальского музея. Но мы не стали, пока, подходить к нему, сразу – на Тонкий остров, где установлена камера наблюдения за нерпой. У нас было разрешение на высадку и профилактику камеры, так что блок – пост нас пропустил. Хотя, туда так же привозят туристов, посмотреть на нерпу в естественной среде обитания. Мы вышли на берег. Жара. Я еще на корабле переоделась в шорты и легкую футболку. Но все – равно жарко. На берегу нам встретилась группа китайских туристов, которые живо, о чем – то, разговаривали. Наши электронщики были уже на острове – проверяли работу камеры. Туда могут забраться муравьи, коих на островах великое множество. Как сказал Саша Купчинский – предположительно самая большая популяция в мире. Муравейник

Мы подошли к домику охраны, где получили подробный инструктаж, как себя вести, чтобы не спугнуть нерпу. Блок – пост располагался в деревянном домике с надписью НЕРПА – ЦЕНТР и был оборудован щитами с правилами поведения в заповеднике. Одним из правил, является запрет на громкие разговоры. Далее, нас ждала прогулка по дощатому настилу, проложенному в лесу. Идти очень удобно. Лес вокруг был не густой, много деревьев повалено и вырвано из земли с корнем. Ветры видимо изрядно треплют острова.

Нерпа центр

Пахло разнотравьем; вдоль дороги часто попадались большие муравейники, в которых шла кипучая муравьиная деятельность. Настил заканчивался беленой стеной с прорезями для просмотра. Стена со всех сторон замаскирована, под лес, камуфляжными сетками. Выглядывать за пределы стены или смотреть над стеной нельзя. Нерпа очень пуглива. А здесь – целое лежбище нерпы. Наблюдать за ней – одно удовольствие. Байкальские нерпы довольно крупные, с серой переливчатой шкуркой и большими выразительными глазами. Ими были облеплены все камни, и много особей плавало и крутилось вокруг, пытаясь забраться на те камни, где и так уже было не протолкнуться. Один малыш пытался, пытался, но его не пустили. Тогда, он хлопнул хвостом по воде и обдал брызгами холода, нагретые нерпячьи спинки. Нерпы возмущенно захрюкали, но с места не сдвинулись. Некоторые из них полностью занимали весь камень и лежали там, балансируя хвостиком, чтобы не сползти в воду.

См. Слайдшоу

Вдруг, они чего – то испугались: возможно, наши подошедшие ребята громко заговорили. Нерпы стремительно слетели с камней в воду. Вода прямо закипела от их резких движений. Под водой нерпа двигается как торпеда, и такие торпеды разлетелись в разные стороны. Но поняв, что опасности нет, нерпы вернулись к камням, разогретым ярким солнцем. Они смешно стали забираться на камни, иногда, довольно высоко, выступающие из воды.

См. фильм Кирилла Иванова

Понаблюдав за нерпами, насладившись их играми и лоснящимся видом, мы не спеша двинулись обратно. Пора было обедать.

Наш корабль стоял у берега, пока электронщики не закончили свою работу. Времени у нас было достаточно, и мы решили искупаться. Александр начал учить свою дочь Машу дайвингу. Мы достали мокрые костюмы и влезли в них, как всегда еле-еле. У некоторых, без душа и мыла, вообще не получилось. Забитых баллонов было только два, и я решила снорклить. Водичка – 15 градусов. Она медленно забиралась в мокрый костюм и сначала вызывала не приятные ощущения. Но затем, нагревалась от тела, и на поверхности было, достаточно, комфортно плавать. Пока Маша осваивала первые шаги в дайвинге, мы с Аней плавали рядом.

Я увидела на камнях под водой большую монету, но не стала ее поднимать: зачем забирать подарок, сделанный кем – то, Байкалу! Ребята: Леня и Алексей прыгнули в воду с корабля и шумно плескались рядом. Накупавшись и поныряв, мы поднялись на корабль. Я побежала в горячий душ и переоделась в свежую одежду. Мы еще раз закинули удочки, пока Инна не позвала нас на ужин. Но здесь клева не было.

См.Слайдшоу

К тому времени, кораблик снялся с якоря и огибая острова, двинулся к Большому Ушканьему острову, на стоянку. На ужин была пожарена, та самая, рыбка Хариус, которую наловили с утра. Вкуснотища!

◊Экспедиция – день четвертый: 30-е июля◊

30 июля – день Военно – Морского флота. Капитан рано утром поднял на флагшток Андреевский флаг. Капитана зовут Виктор Иванович Ребров – он старый морской волк, ходил еще на военных кораблях. До завтрака, мы занялись развешиванием рыбки – вялиться. Дня через три она должна быть готова. Омуль очень хорош в вяленом виде, впрочем и в засолке – тоже! Корабль стоит рядом с Большим Ушканьим островом. Лодка отвезла на берег, сначала, группу электронщиков, во главе с Бадардиновым А.А., а затем и нашу небольшую группу, во главе с Александром Купчинским. Мы высадились рядом с небольшой светлой скалой, похожей на слона. У нас с Аней сразу родилась идея сфотографироваться на ней верхом, так как обычно ездят на слонах.

Экспедиция Верхом на слоне
Верхом на слоне

Сказано – сделано: мы взобрались слону на спину, обхватили ее ногами и ухватились за хребет. Маша побоялась пройти по тонкой перемычке, соединяющей слона и берег, и не фотографировалась с нами.

Вид со скалы
Вид со спины слона

Затем мы пошли к подъему, на вершину острова, где стояла вышка с камерой. Сейчас там предстояло установить новую – обзорную камеру, чем и занимались электронщики.

Берег Большого острова
Берег Большого Ушканьего острова

Высота острова над уровнем Байкала составляет 250м. Сначала, дорога шла вдоль берега Байкала, который представлял из себя крутой обрыв, ссыпающийся белым мраморным камнем, прямо к воде. В 2015 году на острове был большой пожар. За это время растительность восстановилась, но было много сгоревших сосен, сушняка. Мы преодолевали завалы из поваленных деревьев, между которых стояли огромные муравейники. Везде были муравьиные тропы. Среди сосен, россыпью, росли прекрасные лесные цветы, качались: розовые шапки иван-чая, желтые – зверобоя, белые – медуницы. И пахло так же – разнотравьем и хвоей.  Мы дошли до определенной точки, на выступающем в сторону Байкала, мысу. Здесь заканчивался лес и начинался подъем в гору, по тропе. Слева, вдоль тропы крутой склон с соснами – к Байкалу, справа – крутой подъем, с небольшими белыми булыжниками, раскиданными по склону и заячьей капустой, растущей везде.

Заячья капуста

Когда мы поднялись выше, начались скальные выступы, редкий сосняк и много камней под ногами. В конце пути, мы лезли по почти вертикальной стенке вверх, уже без тропы. На вершине острова стояла наша вышка, на которую Алексей монтировал новую камеру. Рядом – солнечная батарея, для заряда аккумуляторов, от которых поступает питание к камере.

Чуть поодаль от вышки, я увидела старый, годов 30-х прошлого века водосбор. Валялись сгоревшие бревна и четкий след от какого – то строения. Там, до пожара, был установлен триангуляционный пункт. Теперь же, от него остались лишь погоревшие останки.

“Триангуляционный пункт – геодезический пункт, координаты которого получены триангуляцией; положение на местности обозначается деревянным или металлическим сооружением в виде пирамиды (вышкой). Является реперной точкой при топографической съемке местности”

С вершины открывался потрясающий вид на Байкал. Изредка проходили белые кораблики, оставляя след на бирюзовой воде. Виднелась группа остальных Ушканьих островов и полуостров Святой нос, очертания которого таяли в дымке, застилавшей горизонт. Жарко и привольно. Мы отдыхали, сидя на камнях и рассматривали многочисленные цветы, раскиданные тут и там. Качал красными головками дикий шиповник, розоватые ромашки и дикая гвоздика радовали глаз. Летали, стрекоча, крупные стрекозы. Хорошо…

Передышка после подъема

Мы не стали дожидаться окончания работ и стали спускаться к бухте. С нами ходила Инна, а пора уже было подавать обед. Тем не менее, мы с Аней не спешили и шли размеренно, фотографируя по дороге пейзажи и цветы. Когда спустились на пляж, решили искупаться. Вода была холодная и освежающая после дороги. Но плавать мы не пошли, боясь поскользнуться на покрытых водорослями, камнях при заходе в воду. На одном из них, четко отпечатался след снежного человека – огромная ступня, вдавленная в камень.

См. Слайдшоу

Вскоре за нами пришла лодка и мы вернулись на корабль. Заночевали мы в знакомом месте, в Солонцовой бухте, где провели первую ночь экспедиции. Вечером, ребята отправились рыбачить на лодке, с удочками, на хариуса. Нас ждал свежий улов!

◊ Экспедиция – день пятый: 31- е июля ◊

После ночевки, утром, наш кораблик отправился по направлению к Ольхону. Прошли мимо мыса с красивым названием Шартлай.

За штурвалом

Погода слегка хмурилась и утро выдалось прохладное. К 12-00 прибыли к мысу Арал, в поселок Зама (напротив Ольхона), где высадили на берег бригаду электронщиков, за которыми прибыла машина музея. Место необыкновенное – длинная каменная коса шла вдоль Байкала. Когда мы спустились на нее с корабля, перед глазами открылся вид на лиман, который разливался с другой стороны косы. Мы увлеклись сбором камешков – они были разнообразны и обточены морем, до правильной круглой или овальной формы и сами просились в руки.

Подарки моря

Пейзаж становился резким, разбивался на яркие цвета. Собирались облака, и как это бывает, перед дождем, цвета красок обострялись. Вода приняла бирюзовый оттенок, который контрастировал с белым галечным берегом.

как на картинке
На косе

Горы темнели и только выхваченные солнцем участки, выделялись нежно- золотистой зеленью. Но пора было отчаливать. Мы возвращались на север Байкала, в Нижнеангарск. По пути нам встретились отважные катамараны. Они эффектно смотрелись на фоне хмурого пейзажа и были похожи на легких бабочек, присевших на воду.

Погода испортилась окончательно. Дул холодный ветер, собиралась гроза. По темнеющему небу, пошли всполохами зарницы, гремел гром. Мы попытались задобрить Бурхана, бросив в Байкал монетки и побрызгав водкой в воды Байкала.

В туман

Но разгул стихии, уже было не остановить. Поэтому, все дружно отправились на ужин, есть вкуснющие блины, которые напекла Инна.

Экспедиция продолжается! Продолжение читайте в части 2.

Лена ТайгерХотите побывать на Байкале и сами увидеть красоту священного моря? Хотите понырять с нами и узнать больше о подводном мире Байкала? А может быть Вы хотите обучиться дайвингу – тогда пишите и звоните нам и мы организуем для Вас незабываемый отдых на БАЙКАЛЕ!

Вам понравилось то, о чем я пишу? Тогда, прошу поддержать статью в социальных сетях, нажав кнопки в начале текста. С признательностью и благодарностью, Лена Тайгер!