Байкальская экспедиция: на север с Байкальским музеем. Часть2

Байкальская экспедиция – продолжение.

Здесь, Вас ждет увлекательный рассказ об отдаленных уголках Байкала. Вы побываете, вместе с нами, на знаменитом БАМе; заглянете на Ольхон и прогуляетесь по прекрасной бухте Песчаная. Начало описания экспедиции с Байкальским музеем, на север Байкала, читайте в части 1.

◊ Байкальская экспедиция – день шестой: 1- е августа ◊

Утром, в 8-30, прибыли в Нижнеангарск – поселок, во многих смыслах, примечательный. Во-первых – это крайняя северная точка Байкала. Нижнеангарск располагается вдоль берега: между горами и морем и заканчивается длинной узкой косой, которая окаймляет Байкал. Эта коса ограничивает территорию Байкала.

Нижнеангарск

Погода соответствовала северу: прохладно, туман и моросящий дождь. Шапка из пушистых облаков заботливо накрыла голову горы напротив нашей стоянки – как будто хотела защитить ее от простуды.

Во-вторых, вдоль города проходит знаменитый БАМ (Байкало-амурская магистраль) – стройка 20-го века!

В – третьих – это уже республика Бурятия. Поселку около 400-т лет. История его прослеживается с 1643года и основан он, как русское поселение на землях эвенков. Нижнеангарск очень похож на города Аляски: те же деревянные дома вдоль моря; такой же северный вид, который знаком нам с детства, еще из Северных рассказов Джека Лондона.

Когда мы собрались на берег, дождь шел во всю, поэтому для экскурсии по городу мы надели плащи и резиновые сапоги. Саша хотел посетить местный краеведческий музей, а мы были не против. По пути в музей, мы не смогли пройти мимо самолетика АН-2 “Кукурузника” и одного из первых моторных катеров, установленных, как памятники Советской технике.

Несмотря на туман и дождь, мы все же сделали с ними несколько фото, на память. Музей работал с 9-00 и  мы вызвав служителя в звонок,  прошлись по небольшим, уютным залам музея, который поведал нам о жизни местных аборигенов.

Больше всего мне понравились рисунки, которые объясняли, что делал человек: например, рассказ о том, как он охотился. В музее Саша купил интересную книгу об истории края. Затем мы поднялись на Железную дорогу. Грех было не сфотографироваться на БАМе. Мы прыгали по рельсам, позируя, когда служащая РЖД , в громкоговоритель, прогнала нас, обещанием скорого поезда.

Байкальская Амурская Магистраль
БАМ

Поезд, правда, пошел лишь через 15 минут. Но мы, в шутку, испугались и ушли с дороги. Вид у БАМа внушительный – он проходит среди гор, с крутыми откосами. Видно было, какую работу проделали люди, чтобы построить магистраль. Я помню бешенный накал страстей, по строительству БАМа; сколько людей ехало на всесоюзную стройку в 70-е годы. И мне интересно было посмотреть на часть знаменитой дороги.

Нагулявшись по городу, мы зашли в местный магазинчик и подкупили сладостей и яблок, которых всегда хочется на корабле. После обеда, нам с Александром предстояло погружение, с целью взять пробы водорослей и грунта. НыряемНаш корабль, в 13-00, отошел от города в Дагарскую губу, и мы погрузились на небольшую глубину (всего на 4,5м) в крайней левой точке губы. Саша взял с собой рамку, которой обозначал границу участка для взятия проб. Параллельно, он снимал весь процесс на камеру. Аккуратно, маленьким совком, он снимал водоросли и верхний слой грунта со дна. Так, мы прошли некоторое расстояние, взяли 3 пробы и затем всплыли. Саша еще походил на глубине 2м, я же поднялась на лодку. ГаммарусЯ погружалась в сухом костюме и толстой поддеве, и мне было жарко. Но пока, я не решалась нырять в мокром костюме, боясь замерзнуть. Кроме того, в сайдмаунте на такой маленькой глубине было неудобно. Потом корабль отошел на середину Дагарской губы, к острову Ярки, и Саша вновь сделал погружение. Я уже не ходила с ним. Завтра будем опускать “Гаммарус” и работать с ним.

День запомнился – ощущения, впечатления, воспоминания… Вечер же порадовал меняющимися картинами; как будто смотришь в калейдоскоп. Байкал, казалось, говорил нам: – Посмотрите, как я хорош! Какие облака, пейзажи! Видели Вы такое, где – нибудь?

(См. Слайдшоу)

Одна картина заката была, особенно, необыкновенной: облака расположились таким образом, что образовались два окна, в которые потоками лился свет. Это свет, казалось, проникал в воды Байкала до дна – пронзительный взгляд. Я назвала его – взгляд Бурхана (Байкальский Бог)!

Байкальский Бог
Глаза Бурхана

◊ Байкальская экспедиция – день седьмой: 2- е августа ◊

Утром, в 7-30 “Тресков” вышел в устье реки Кичера. Команда спустила на воду аппарат “Гаммарус”, и Саша погружался с ним, испытывая его в работе. На “Гаммарусе” установлены 3 камеры, в передней части корпуса и три монитора. С его помощью ведется видеосъемка дна водоема.

Байкальский первопроходец
Аппарат “Гаммарус”

Такую видеосъемку музей использовал, например, в демонстрации «Погружение на дно Байкала». Я и Алексей должны были взять пробы нитчатых водорослей, но нам это не удалось. Грунт повсюду был песчаный, без водорослей вообще. Мы, для проформы, сделали снимки грунта и всплыли. Глубина погружения всего 2,5м. Я окончательно «спеклась» в своем сухом костюме. И следующее погружение решила попробовать – в мокром. Тем более, что температура воды – 20 градусов. Саше удалось поработать с “Гаммарусом” и поснимать дно. Мы вернулись на корабль, и Саша с Бадардиновым А.А. поехали на лодке, взять пробы берегового грунта. С ними прокатились Аня с Машей. Не найдя в этом месте, ничего для нас интересного, мы перебрались от Нижнеангарска в сторону Северобайкальска к ЖД тоннелю, проложенному в горах.

Байкальская ЖД
ЖД тоннель

Здесь, я ныряла уже в мокром костюме. Ушли на глубину 8м и постепенно плыли к берегу. Мы с Алексеем взяли три пробы на различных участках. Дальше к нам присоединился Александр, который уже отработал с “Гаммарусом”. Я поднялась на лодку – немного замерзла, но терпимо, а ребята продолжили и взяли еще 2 пробы. Наш корабль, к 18-00, подошел к Северобайкальску. Мы встали на якорь в небольшом заливе, отгороженном от Байкала бетонной стеной. Там были устроены причалы для катеров и кораблей, но в данное время, они мало использовались.

Северобайкальск
Пристань Северобайкальск

Корабельные перевозки заменила железная дорога. Возле пристани расположился хорошо обустроенный военный гарнизон. За ним виднелся мощный тоннель и ряд укреплений на ЖД.

Экспедиция, вид на тоннель
Вид на тоннель и военный городок

Мы решили прогуляться в город и заодно купить пива и фруктов. Юра, как истинный рыбак, сразу на пристани нашел себе товарищей, которые удили рыбу, и никуда уже с нами не пошел.

Город Северобайкальск основан был БАМовцами в 1975году, как лагерь для первых строителей ЖД, и в 1980году получил статус города. Дома в городе спроектировали и построили ленинградцы по особой, сейсмоустойчивой, технологии: многоугольные, невысокие строения образовывали просторные дворы.

(См. Сладшоу)

В те времена, город имел весьма прогрессивное и новое лицо. Сейчас же, он производил впечатление иное. Много панельных и кирпичных старых пятиэтажек, весьма обветшалого вида. Хотя, некоторые из них обивают сайдингом, и тогда дома приобретают обновленный и веселый лик. На улицах, полно молодежи, но мне показалось, что пойти ребятам, особо некуда. Интересными оказались, только памятник Баму и ЖД вокзал, который построен очень современно: из стекла и бетона.

Байкальская рыбалка
Рыбак – везде рыбак!

Когда мы возвращались с прогулки, Юра сидел на стене с удочкой и вовсю рыбачил; все его внимание было сосредоточено на удочке – профессионал! В городе мы купили пива и когда вернулись в бухту на корабль, с удовольствием выпили холодного пива с рыбой, которую развесили над палубой вялиться, еще три дня назад. Было вкусно…

◊ Байкальская экспедиция – дни восьмой/девятый: 3/4- е августа ◊

3 августа, в 7-00, мы ушли из Северобайкальска в поселок Заречный, который располагался недалеко. Там взяли пробы водорослей, но до берега не доплыли: очень далеко и маленькая глубина. Когда вернулись на корабль, Саша с Леней (юнга) ушли на лодке к берегу, брать береговые пробы грунта и растительности. Мы не стали их дожидаться, и в 12-00, отправились на корабле  вслед за ними, вдоль берега. Маша, наконец, получила допуск к штурвалу и управляла корабликом под присмотром капитана. Она была довольна и счастлива!

Экспедиция, Байкальский кораблик
За штурвалом

Прошли, чуть приостановившись, ихтиологическую точку на Онокочановской губе. В 19-45 прибыли к мысу Котельниковский. Здесь, планируем ночевать. Погода стоит прекрасная, мы загорели. Великолепные закаты, которые мы с Аней фотографировали и не могли остановиться. Вообще, на Байкале даже воду интересно снимать, настолько она разная, в различные периоды дня и в зависимости от погоды.

(См. слайдшоу)

4 августа, утром после завтрака, прибыли на мыс Мужинай. Глубина под килем – 7,2м; вода 18 градусов.

Гаммарус
Александр готовит “Гаммарус”

Саша на “Гаммарусе” проверил дно и сам взял пробы. Я оделась наполовину для погружения, но нырять не пришлось. В 18-00 прибыли на мыс Елохин. Это граница между Бурятией и Иркутской областью. Впереди, на много километров (площадь заповедника примерно 700 гектар) раскинулся Байкало – Ленский заповедник.

Байкальский заповедник
Байкало – Ленский заповедник

На косе мыса Елохин виднелись строения пограничного кордона. По берегу бегала небольшая черная собака. Глубина под кораблем -7м, температура воды 20 градусов. К кораблю, на лодке подъехал инспектор природоохранной зоны, который и жил в домиках на берегу, причем жил один, с собакой и кошкой. Он звал нас в гости, предлагал затопить баню. Я стала расспрашивать его, как он здесь живет и работает. Он рассказал нам о том, что новое начальство запретило держать коптилку и ледник для рыбы; запретили держать ружье, а вот теперь и собаку, сказали, убрать. – Но ведь здесь медведи, – удивилась я: – Как же Вы один, в лесу и без собаки. Вот такой парадокс!

Байкальская экспедиция Мыс Елохин
Мыс Елохин, домик инспектора

Смены у него по 4 месяца, платят мало. В общем – те еще условия работы. На баню согласились наши рыбаки, и мужик, довольный, уехал ее растапливать. А мы решили купаться! Вода чудесная, освежающая. Сначала, как всегда – страшно даже ногу засунуть в воду, но потом, нас было не вытащить из Байкала. Аня неважно себя чувствовала. Наверное, получила тепловой удар. Она не купалась – плавала вокруг, на матрасе.

Байкальский мишка

А мы с Машей и Леней накупались всласть. Ребята, как всегда вечером уехали на лодке рыбачить. В этот вечер, они видели на берегу большого черного медведя. Медведь встал на задние лапы и всматривался в берег Байкала. Наверное, пытался понять – велика ли угроза от людей в лодке. Потом он убежал в лес. А нам так и не удалось увидеть мишку. Конечно, с ним лучше не встречаться, но издалека, можно было бы посмотреть…  Итак, Байкальская экспедиция продолжается!

Байкальская экспедиция: дни десятый/одиннадцатый: 5/6- е августа ◊

Утро 5 -го августа выдалось отличное и мы решили искупаться. Мне все-равно было нырять, поэтому я сразу решила остудиться. Солнце на Байкале яркое и ясное. Иногда с самого утра уже печет так, что приходится прятаться в тень. Купание было кстати.

Байкальский пейзаж
Утренний пейзаж

Потом брали пробы. Но на этот раз долго болтались на поверхности: сначала отплывали от корабля, потом Леша забыл зарядить камеру, и мы возвращались за другой. деревоПока взяли пробы, пока вернулись на корабль, я неожиданно сбила дыхание. Сама удивилась – глубина то небольшая. Саша помог мне выбраться на корабль, и я еле – еле восстановила дыхание, выпив горячего чая. В 12-00 отошли от Елохина и в 13-50 прибыли в Заворотную бухту, которая располагается за мысом Заворотный. Глубина 7м, вода 19 градусов. Назревала гроза Впереди, в горах громыхал гром и посверкивали молнии. У меня разболелась голова и я выпила таблетку. Надо было нырять. Леша отпросился от погружения, и мы должны были нырять вдвоем с Сашей. Решили: нырять с берега и заодно поучить Машу дайвингу.

6-е августа, в 7-00 отчалили; пока шли вдоль берега, показалась метеостанция в местечке со страшным названием “Покойники”. Как оказалось – это старинное название и скорее всего обозначало – спокойное место! В 8-50 прибыли на мыс Анютха. Глубина на месте стоянки всего 3,5 метра, температура воды 17,5 градусов. Там поныряли, взяли пробы и пошли дальше – на Ольхон. В 16-25  пришли на Ольхон и встали на якорь рядом с мысом Ижимей. Здесь – уже совсем другой пейзаж! Скалистые уступы гор осыпаются к морю бело – желтыми песчаными камнями.

Мыс Ижимей

На берегу много змей, по словам капитана. Леса почти нет, он только на высоких склонах. Мы нырнули и на этот раз наконец, удалось поработать с “Гаммарусом”. Правда, рулил больше Алексей, а я просто покаталась. Вечером тронулись в путь – обходим Ольхон со стороны Большого моря. Шли всю ночь, что бы утром добраться до бухты Песчаная.

◊ Байкальская экспедиция – день двенадцатый: 7- е августа ◊

Утром в 6-30, после ночного перехода, пришвартовались в бухте Песчаная, которая расположена между мысом Большая Колокольная, высотой 110м и мысом Малая Колокольная в Сенной губе. Место потрясающее! Байкальская классическая картина : корабли сквозь сосны; скалы – разнообразной фактуры; горы, покрытые густыми лесами.

Байкальская экспедиция Бухта Песчаная
Бухта Песчаная

В прошлом году, пожар их сжег все, вплоть до туристических баз, расположенных на берегу. Как уцелели базы и дома отдыха – понять сложно. Масштаб пожара поражал воображение. Однако, мрачного впечатления не возникало: солнце, чудесное синее море, легкомысленные чайки и альбатросы – делали свое дело!

Солнце
Сквозь солнце

Мы, небольшой группой высадились на берег. Я прихватила купальник – купаться (вода 20 градусов – что, для Байкала, уже кипяток))). “Тресков” ушел за мыс, и туда же мы должны были подойти после прогулки. Мы: я, Саша Купчинский, Леша, Аня с Машей и Инна прошлись по берегу, мимо переполненных баз отдыха. Одна из них напоминала базу на Азове, где мы когда то отдыхали с родителями. Такие же малюсенькие хибарки – не понятно, как там вообще кто-либо помещается. Поле базы, начался подъем в гору, к скалам. Мы взобрались туда и понаблюдали за альбатросами, которые освоили скалу и не желали пугаться каких – то, там, туристов. Виды открывались великолепные.

(См. слайдшоу)

Лагуны и обрывы; покатые холмы и резко – ссеченные скалы. Вид завораживал – уходить не хотелось. Но пришлось: время! Мы спустились с горы и сразу бросились купаться. Я пошла надеть купальник под прикрытие. Оказалось – это столовая: люди шли на завтрак, а тут я! Но… мы же дайверы, ко всему привычные. Плескались небольшие, игривые волны; вода освежающе-прохладная. Я и мальчики накупались всласть. Мокрые – пошли через лес за мыс.

Байкальская экспедиция Сосны
Танцующие сосны

По пути, нам попались танцующие сосны. Грунт выветрило или вымыло из под их корней, но они держались цепко и уверенно!

Сосны

Корни скручивались, поднимались высоко над песком и сосны, как бы приплясывали над ним. Лес, огромные муравейники, ароматы смолы и разнотравья – и вот, по размытой от дождей дороге, мы выходим на мыс, возвышающийся над красивейшим пляжем в бухте, в которой стоят наши корабли: “Тресков” и  “Титов” – корабль Лимнологического института.

Я обрадовалась – там могут быть, знакомые мне, Игорь Ханаев и Валера Черных. Мы с ними знакомы с Чемпионата “Кубок Байкала”, который проходил в июне, на Байкале. Они представляли Лимнологический институт – партнера Чемпионата.  Лимнологический институт имеет несколько кораблей и его сотрудники часто ходят в экспедиции. Я была бы рада повидаться с ребятами.

Байкальские корабли
“Тресков” и “Титов”

Но сначала, прежде чем спуститься в бухту, я, от души, полюбовалась окружающим пейзажем! Сколько красоты в простых, казалось бы вещах! Ведь это не тропики, а вполне знакомый нам сибирский колорит. Но каждая травинка, каждая веточка и ромашка наслаждались летом и теплом. В воздухе разливалась нега. Пахло детством.

Я хочу, написать о лете,
О прозрачной воде и соснах,
О задумчивых, томных звездах,
Что купаются в лунном свете.

Терпкий запах полыни горькой
Перемешан – смолистым, хвойным.
Что ты чувствуешь, летом знойным,
Когда песни поются звонко?

Солнце, утром, вернется рано;
Расцелует землю лучами.
Где – то бродит оно ночами,
По чужим городам и странам…

Я хочу, написать о счастье,
О покое его безмятежном.
С ним-покажется мир, безбрежным;
С ним-не верится, в тьму ненастья.

Нега, счастье; любовь и солнце,
Это все – категории Света…
Ждем, как манны небесной – лета
Окунуться в него, до донца!

Я спустилась в бухту, наши все уже были там. Поскольку я была еще в купальнике, то сразу поплыла к “Титову”.

Байкальская экспедиция корабль "Титов"
“Титов”

Так и есть, на борту, облокотясь о перила, стоял Валера Черных. Я поднялась к нему, и мы немного поболтали. Они тоже берут пробы на Байкале. Потом я вернулась на свой корабль, и мы отчалили, направляясь домой. Экспедиция подходила к концу. Но Байкал, не был бы Байкалом, если бы не показал свой норов напоследок! Накануне вечером мы разговаривали с Алексеем и он рассказывал мне (в безмятежную лунную ночь), как бушует Байкал! Что волны поднимаются до 6 – ти метров, что тонут корабли. И вот тебе пожалуйста – только вышли из бухты – погода начала меняться и уже вскоре, вовсю бушевал шторм и ливень накрывал нас “с головой”. Волны с грохотом разбивались о нос корабля, море посерело, иногда ливень превращался в град!

Стало не по себе; Аня легла и укрылась с головой. Я умудрялась собирать вещи. Так и подошли к Листвянке. Из-за непогоды, не смогли причалить у музея и зашли на пристань кораблей Лимнологического института. Наскоро попрощавшись с командой и друзьями я убежала в ливень. Меня взялся подвезти до Иркутска уже знакомый мне, сотрудник музея.

Байкальская экспедиция Лето
Лето

Я рада, что мне удалось познакомиться с Байкалом поближе! Еще одна, прекрасная, жемчужина воспоминаний нанизана на мои четки!

Никогда не отказывайтесь от приключений!

Хотите побывать на Байкале и сами увидеть красоту священного моря? Хотите понырять с нами и узнать больше о подводном мире Байкала? А может быть Вы хотите обучиться дайвингу – тогда пишите и звоните нам и мы организуем для Вас незабываемый отдых на БАЙКАЛЕ!

Вам понравилось то, о чем я пишу? Тогда, прошу поддержать статью в социальных сетях, нажав кнопки в начале текста. С признательностью и благодарностью, Лена Тайгер!